«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
В. Сухомлинский: Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Актуальность программы «Юный эколог» заключается в том, что люди планеты столкнулись с целым рядом природных катастроф (землетрясения, парниковый эффект и т.д.), вызванных их деятельностью и обеспокоены состоянием природы. Учащиеся должны понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места проживания, отдыха.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях, проявляют желание более глубоко изучать природу родного края. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, формирует более осознанное и адекватное поведение в окружающей среде желание знать больше.
Образовательная программа «Юный эколог» является необходимым средством экологоориентированной педагогической деятельности.
Отличительной особенностью программы является формирование навыков экологического поведения в мероприятиях кружка и применение полученных навыков в жизни.
Адресатом программы являются обучающиеся 9-11 лет.
Объем и срок освоения программы – 1 год, 68 учебных часов.
Форма обучения – очная и дистанционная.
Режим обучения. Занятия проводятся по одному часу два раза в неделю.
1.1. Цели и задачи программы.
Цель программы: формирование и развитие экологического сознания личности ребенка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование у учащихся элементов экологической культуры.
Задачи программы «Юный эколог»:
1) Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии природы общества и человека;
2) Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и соблюдение их в своей жизни;
3) Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
4) Развитие способности к формированию научных, нравственных, правовых суждений по экологическим вопросам;
5) Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем;
6) Развитие потребности ведения здорового образа жизни, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Основные принципы содержания программы:
-принцип единства сознания и действительности;
-принцип личностной ориентации:
-системности и целостности;
-экологического гумманизма;
-краеведческий;
-практической направленности.