Роль семьи в жизни человека очень велика. Педагоги, психологи, социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать». (А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых).
«Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин, - заключает В,А. Сухомлинский, утвердивший в своей школе куль матери, потому что они – то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации». Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, так как «каждый день с утра до вечера, а иногда и до поздней ночи семья развертывает перед ребёнком образцы самых разнообразных форм поведения, образцов жестов, манер, отношения к труду, к людям, к политическим событиям в нашей стране и за ее пределами». (А.А. Аркин).
Подавляющее большинство воспитанников центра для детей - сирот социальные сироты. Особенности социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни - отсутствие нормальных ценностных ориентиров. Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, быстро усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Потребительское отношение, формирующееся при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Условия жизни в центрах для детей – сирот ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром.
Ребенок - сирота, ограниченный в связи с внешним миром, испытывает трудности при выборе своего жизненного пути. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники центров для детей – сирот недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.
Воспитанник центра для детей – сирот после выпуска нередко попадает в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ним множество вопросов: бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Полностью уберечь воспитанников от проблем не удается, но по возможности максимально подготовить их к самостоятельной взрослой жизни, способствовать успешному профессиональному самоопределению - это основная задача данной программы.
Необходимость разработки данной Программы связана с реализацией государственных требований к организации деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, призванных обеспечить развитие системы их функционирования в условиях изменяющихся запросов личности, ожиданий общества и требований государства. Главной целью жизнедеятельности учреждений становится не передача набора знаний и социального опыта, а развитие личности и социальных компетенций воспитанников. Программа соответствует Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" и направлена на формирование социальных компетенций и жизнестойкости воспитанников, необходимых для успешной адаптации выпускника в обществе и его жизненного самоопределения, духовно-нравственное становление личности, развитие способностей ребенка, его познавательного интереса.
Назначение программы – дать воспитателям и специалистам Центра перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни и решить одну из основных задач – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека.
В ГУСО «Карымском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Прометей» воспитываются дети, родители которых лишены родительских прав и дети – сироты. 9 % - сироты, 91% - социальные сироты.
Основная миссия центра для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – создание условий для успешной социализации воспитанников.