"Рукотворушка"

Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности.

Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

преподаватели

Путинцева Виктория Александровна - педагог дополнительного образования

Содержание программы

Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности

Теория. Знакомство обучающихся с видами рукоделия, материалами, инструментами для работы, техникой безопасности.

Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов
2.1.     Мозаика

Теория. Искусство мозаики, её история. Виды мозаики.

Практика. Подготовка кусочков мозаики (резанием или обрывом). Порядок выполнения мозаики, способы наклеивания кусочков бумаги при помощи иглы (пинцета). Мозаичный коврик. Рисованная мозаика.

2.2.     Виды швов
Теория. Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки. Косые стежки и строчки. Стебельчатые стежки, петельные стежки. Отделочные стежки.

Практика. Стежки «вперед иголку». Шов «вперед иголку», тамбурный шов, стебельчатый и др. Отделочные стежки.

2.3.     Смешанная техника (коллаж) «Корзина»
Теория. Подбор материала – тканей. Цветовое решение.

Практика.   Аппликация   из   ткани.   Секреты   выполнения  коллажа.

Корзина подарочная.

2.4.     Шитье из лоскутков «Гусеница»
Теория. Стебельчатые стежки, петельные стежки. Отделочные стежки.

Практика. Изготовление изделия «Гусеница».

Раздел 3. Создание изделий из фетра
3.1.     Игрушка «Мишка»

Теория. Краткие сведения из истории рукоделия. Изделия, сшитые из фетра в современной моде.

Практика. Изготовление игрушки «Мишка».

3.2.     Сувенир «Пирожное»
Теория. Инструменты и материалы для шитья игрушек из фетра.

Особенности работы с фетром.

Практика. Изготовление сувенира «Пирожное».

3.3.     Сувенир «Елочка»
Теория. Алгоритм изготовления. Материалы для сувенира.

Практика. Изготовление сувенира «Елочка». Разметка деталей. Правила резания бумаги. Определенный порядок складывание полосок бумаги по шаблону заготовки. Использование нескольких видов бумаги.

Раздел 4. Итоговое занятие
Практика. Выставка творческих работ. Подведение итогов.

Содержание учебного (тематического) плана 2-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория. Знакомство обучающихся с видами рукоделия, материалами, инструментами для работы, техникой безопасности.

Раздел 2. Создание изделий из поделочных материалов
2.1.     Плетение из газетных (журнальных) трубочек

Теория. История плетения из ивового прута. Технология изготовления трубочек из газеты.

Практика.   Плетение    газетных    трубочек.   Плетение корзинки    из газетных трубочек. Плетение сундучка из газетных трубочек.

2.2.     Изделие «Кубики»
Теория. Подбор материала – тканей. Цветовое решение.

Практика. Составление схемы. Изготовление изделия «Кубики».

Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов
3.1.     Лоскутная мозаика (пэчворк). Прихватка

Теория. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

Практика. Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов. Раскрой ткани с учётом долевой нити. Технология

соединения деталей между собой с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

3.2.     Игрушка из фетра
Теория. Освоение техники резания ножницами по прорисованному контуру по фетру. Соединение готовых форм в единую композицию.

Практика. Изготовление игрушки из фетра.

Раздел 4. Вязание крючком
4.1.     Цепочка из воздушных петель

Теория. История возникновения вязания. Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.

Практика. Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель.

4.2.     Вязание столбиков без накида
Теория. Правила вязания столбика без накида. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, петли для начала ряда.

Практика. Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида. Ровный край вязания.

4.3.     Вязание столбиков с накидом
Теория.   Введение   понятия:   прямое   вязание,   столбик   с  накидом.

Условные обозначения. Просмотр схем и образцов.

Практика.   Вязание столбиков   с   накидом.   Ровный край вязания.

Плотность вязания. Работа с «почерком».

Раздел 5. Итоговое занятие
Практика. Выставка творческих работ. Подведение итогов.

Цели программы

Развитие творческих способностей обучающихся через освоение различных техник декоративно-прикладного искусства.

Результат программы

По итогам первого года освоения Программы обучающиеся

будут знать:
·                 название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

·                 название и назначение ручных инструментов и приспособлений – ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

·                 правила   безопасности   труда   и   личной   гигиены    при работе указанными инструментами;

·                 способы и приёмы обработки различных материалов;

будут уметь:
·                 анализировать под руководством учителя изделие (определять

его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

·                 правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

·                 соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

·                 экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям

разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками

«вперед иголка», «назад иголка».

По итогам второго года освоения Программы обучающиеся

будут знать:
·                 название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных Программой;

·                 правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

·                 правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

·                 способы обработки различных материалов;

будут уметь:
·                 правильно пользоваться ручными инструментами;

·                 соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах рукоделия;

·                 организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

·                 бережно относиться к инструментам и материалам;

·                 экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

·                 самостоятельно   изготовлять   изделия   по   образцу,  выкройке, шаблону;

·                 свободно пользоваться схемами по вязанию, гармонично сочетать цвета при выполнении моделей, красиво оформлять свою работу;

·                 сопоставлять и сравнивать, анализировать, творчески подходить к выполнению работы.

Материально-техническая база

На занятиях используются наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: инструкционные карты, дидактические карточки, иллюстрированные пособия.

Материально - техническое обеспечение Программы
Технические средства обучения:
·                 компьютер;

·                 средства аудио - и видеовизуализации;

·                 мультимедийные пособия.

Материалы:
·                 бумага для принтера;

·                 гофрированная бумага;

·                 картон;

·                 ткань;

·                 нитки;

·                 синтепон;

·                 бусины;

·                 фетр;

·                 канва;

·                 мулине;

·                 шерстяные нитки.

Инструменты:
·                 простые карандаши;

·                 линейки;

·                 канцелярские ножи;

·                 зубочистки;

·                 клей ПВА;

·                 иглы;

·                 ножницы;

·                 калька;

·                 портновские булавки;

·                 деревянный молоток;

·                 шило;

·                 пинцет;

·                 пяльцы;

·                 иглы для вышивки;

·                 копировальная бумага.