Шахматы

Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление. 

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели. Программа рассчитана на два года обучения, состоящего из двух этапов. 

По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Общее количество часов 68 в год, в неделю 2 часа.

преподаватели

Михайлова Светлана Георгиевна, директор школы

Содержание программы

Раздел1. Основные принадлежности и правила игры в шахматы.

Основные вопросы: Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение. Понятие о горизонтали, вертикали, диагонали. Знакомство с шахматными фигурами и их функциями в игре. Расстановка шахматных фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

 

Раздел 2. Техники матования короля

Основные вопросы: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.  Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Раздел 3. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.  Решение шахматных задач. Игровая практика.

 

Раздел 4. Второй уровень мастерства.

Тактика. Нападение. Нападение на фигуру созданием удара: простое нападение, вскрытое нападение, нападение развязыванием. Баланс ударов.  «Уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры».

Раздел 5. Защита.

 Защита фигуры созданием удара: простая защита, вскрытая защита, защита развязыванием. Решение шахматных задач. Игровая практика.

Раздел 6. Создание угрозы мата

Основные вопросы: Ферзь и ладья, ферзь и конь, ферзь и слон, ферзь и пешка, ферзь и король, ферзь и ферзь.

Раздел 7. Эндшпиль

Ближайшая оппозиция, способ оттеснения короля созданием шаха.

 

Раздел 8. Дебют

Гамбит, контргамбит. Разбор дебютов мастеров.

 

Раздел 9. Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства

Решение задач. Шахматный турнир.

Раздел 10. Третий уровень мастерства.

Тактика.

Основные вопросы: Создание большего, чем у противника количества ударов на критический пункт, порядок занятия этого пункта атакующими фигурами.

 

Раздел 11. Эндшпиль

Основные вопросы: Дальняя вертикальная, горизонтальная и диагональная оппозиции. Маневрирование королями в ситуациях с определившейся пешечной структурой.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: о дальней горизонтальной или вертикальной оппозиции.

Будут уметь: решать ситуации пешечного эндшпиля.

Тема №11.46: Король и ферзь против короля и пешки (2ч.)

Основные вопросы: Маневрирование фигур при данном соотношении. Рассмотрение типичных ситуаций.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Маневрировать фигурами при соотношении король и ферзь против короля и пешки.

Тема №11.47: О разнообразии средств и позиционной ничьей (2ч.).

Основные вопросы: Решение задач на выбор средств и достижение цели в различных ситуациях.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Применять на практике всё разнообразие средств, для достижения конечной цели игры в шахматы – «мата».

Тема №11.48: Легкофигурный эндшпиль (2ч.)

Основные вопросы: Слоновый или коневой эндшпиль с присутствием пешек.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут уметь: Осуществлять слоновый или коневой эндшпиль с присутствием пешек.

Тема №11.49: Дебюты гроссмейстеров (2ч.).

Основные вопросы: Примеры дебютов различных партий.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.

Будут знать: Примеры дебютов партий различных гроссмейстеров.

Будут уметь: Использовать опыт мастеров шахмат в своей игре.

Раздел 12. Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства

Тема №12.50: Обобщающий контроль ЗУН (3ч.)

Практическая работа: Решение задач. Шахматный турнир.

Цели программы

Содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.

Результат программы

По итогам обучения по программе «Шахматы», обучающиеся

Будут знать:

- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;

- Правила игры в шахматы;

- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;

- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;

Будут уметь:

- играть в шахматы;

- участвовать в соревнованиях различных уровней;

- достойно вести себя в случае проигрыша.

Особые условия проведения

Обучение по программе бесплатное

Материально-техническая база

- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

- симуляторы игр

- таблицы к разным турнирам;

- цветные карандаши;

- фломастеры;

- бумага для рисования.

Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран, магнитофон