Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия направлены на развитие творческих способностей учащихся и совершенствование ими знаний, умений и навыков, освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий.
Актуальность программы обусловлена современным социальным заказом на гуманитарное образование и задачами духовно-нравственного воспитания учащихся, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В настоящее время актуальной стала проблема отдаления человека от общества. Особенно остро этот вопрос стоит в сельской местности, где очень мало мест для культурного проведения досуга. Люди замыкаются в себе, в своих собственных заботах и теряют нить, связывающую с социумом. Основными источниками информации для сельского жителя являются телевидение и газеты. При помощи средств массовой информации (СМИ) население узнает о проблемах, существующих в России и мире. Но, к сожалению, то обилие информации, которое несут СМИ, не всегда направлено на формирование духовных ценностей у молодежи. Социально-экономические преобразования в нашей стране неизбежно затронули сферы культуры, образования и воспитания, вне которых не могут успешно развиваться никакие реформы. В обществе существует много проблем, которые мешают учению и воспитанию детей. В число этих проблем входит и нестабильность в мире, и неясность перспектив, и ограниченная возможность применять свои знания в будущем, и мощный духовный кризис, и переоценка ценностей. В качестве одной из важных перед школой встала задача формирования свободной, творческой, инициативной личности, с четко выраженной гражданской позицией, способной участвовать в создании нового демократического общества. Общеобразовательная программа «Юный журналист» призвана через историко-культурное просвещение содействовать духовно-нравственному воспитанию, привитию понимания общечеловеческих ценностей и национальных традиций, развитию эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей учащихся.
Новизна программы заключается в том, что она даѐт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства на практике, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована в школе.
В программе используются межпредметные связи с другими областями (филологией, психологией, этикой)
Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуаций успешности, поддержки, взаимопомощи, на преодоление трудностей – на всё то, что способствует самовыражению ребёнка.