Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основной задачей, которого на современном этапе развития общества является: сформировать у учащихся гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и творческие способности каждого учащегося, которая обеспечит развитие свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Под внеурочной деятельностью сегодня понимается преимущественно деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой.
Рабочая программа «Мир школьных праздников» позволяет организовать коллективную творческую деятельность младших школьников, направленную на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества
Нормативно-правовой и документальной базой программы по внеурочной деятельности «Мир школьных праздников» являются:
• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(приказы Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 17 декабря 2010 г. N 1897, от 18.05.2015 N 507);
• Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
• Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников»; Москва. – Просвещение, 2011г.;
• В.А. Горский «Примерные программы внеурочной деятельности»; Москва. – Просвещение, 2011 г.;
Актуальность программы определена тем, что она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе отечественной культуры.
Рабочая программа «Мир школьных праздников» составлена с целью:
· обеспечения вариативности образовательной деятельности,
· сохранения единого образовательного пространства,
· расширения кругозора обучающихся, развития творческих способностей;
· повышения качества образования обучающихся,
· выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Новизна программы состоит в том, что данный курс программы “Мир школьных праздников” предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Данная программа создает условия для максимальной социальной адаптации, развитию творческих способностей личности.
Адресат программы: Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка от 6 лет до 11лет, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной творческой деятельности.
Программа «Мир школьных праздников» раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными праздниками и обрядами разных национальностей, изучают разнообразные ремесла русского народа и других национальностей.
Такой вид внеурочной работы обогащает опыт коллективного взаимодействия учащихся в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Занятия направлены на раскрытие у учащихся таких способностей, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников.