Шахматы

Шахматы – старинная, мудрая и прекрасная игра. Историю ее возникновения относят к 5-7вв.; родиной шахмат принято считать Индию. Именно там возникла игра, которой на шахматной доске вели сражение войска – деревянные фигуры. Правила игры постепенно изменялись, а сама игра все более и более распространялась. Во 2 веке шахматы проникли в Европу; в том виде, в котором играют сейчас в шахматы, они существуют около 500 лет.

Шахматы – огромный, познавательный, интересный, особый мир. Для человека стороннего он вполне может показаться головоломкой – попробуй сосчитать в партии всевозможные варианты развития событий. Кто - то другой заведет речь о шахматных баталиях – ведь, действительно, сколько терминов, схожих в военными: фланг, позиция, жертва, наступление…

Но все обязательно сойдутся в одном: шахматы – игра на редкость умная. Часто спрашивают, что такое шахматы – спорт, искусство или наука? Однозначного ответа на эти вопросы не существует. В зависимости от обстоятельств в них превалирует спортивное начало, то творческое, то научное. А чаще всего они образуют равноправный тройственный союз. Не всегда легко решить, к какому именно разделу отнести тот или иной сюжет, партию, эпизод борьбы. В спортивном отношении – это чемпионаты мира. Что касается шахматного искусства, то оно за эти годы пополнилось множеством прекрасных образцов, замечательных партий, сыгранных в матчах и за корону, и в других гроссмейстерских сражениях. Если говорить о научной стороне, то здесь можно выделить два момента. Первое: дебютные открытия, совершенные в ходе последних матчей на первенство мира. И второе: за прошедшие годы заметно возрос интерес к компьютерным шахматам.

Шахматы – бесконечное море вариантов. В этом бурном море, чтобы выплыть к желанному берегу, необходим надежный компас. Им является умение правильно оценить позицию и расстановку на шахматной доске.

Направленность: дополнительная общеобразовательная физкультурно-спортивная, предназначенная для детей начальной школы, реализуемая в МБОУ «Ишагинская школа ООШ Нерчинско-Заводского района» разработана на основе нормативной базы дополнительного образования, а именно:

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844)

Проекта межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 172-р об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей».

Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Актуальность программы заключается в том, что

- при серьёзном увлечении шахматами у обучающихся уменьшается рассеянность на занятиях, появляется интерес к книге (шахматы – «книжный вид спорта»), к компьютерным программам для изучения теории игры;

- развивается у юных шахматистов аналитические способности. От анализа шахматных позиций они постепенно переходят к анализу ситуаций, с которыми они сталкиваются в жизни.

- обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников,

- открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа;

- расширяется круг общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Популярность шахмат велика. В них играют десятки миллионов людей. Особенно любимы шахматы у нас в стране – самой мощной шахматной державе, в которой живут чемпион мира и пять экс-чемпионов, а также многие выдающиеся гроссмейстеры, творчество которых обогатило шахматы прекрасными произведениями.

Занятия шахматами способствует гармоническому развитию многих важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение – делать ходы, осуществлять определенные замыслы – способствует формированию воли, решимости, и эмоциональной деятельности, поэтому реализация данной программы соответствует потребностям времени.

 

 

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база