Финансовая грамотность

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 7 до 10 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию. Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности школьников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» для формирования элементарных математических представлений у детей 7-10 лет  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

Программа готовит детей к обучению детей в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Актуальность программы:

Программа кружка предполагает:

•          Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.

•          Формирование личности ребёнка.

•          Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.

Работа кружка   «Финансовая грамотность»  осуществляется под руководством педагога.   Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года.    Работа проводится 1 раз в неделю 30 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

 

Программа разработана на основе учебной программы по финансовой грамотности Е.Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 -4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015 Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).

Программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования

Адресат-программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной  направленности курса «Финансовая грамотность» рассчитана на детей 7-10 лет.

преподаватели

Никифорова Наталья Сергеевна

Содержание программы

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;

 
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.

 
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;


 

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;

 
Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды.
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки. Банки.


Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками; Решаем задачи с экономическим содержанием;

 

Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;


Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов.
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;

 

Цели программы

Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности

Результат программы

Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

· осознание себя как члена семьи, общества и государства;

· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

· развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видахвнеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

· понимать цели своих действий;

· составлять простые планы с помощью учителя

· проявлять познавательную и творческую инициативу;

· оценивать правильность выполнения действий;

· адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

· освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

· использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления

информации;

· овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным

понятиям;

· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

· составлять текст в устной и письменной формах;

· слушать собеседника и вести диалог;

· признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою;

· излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

· осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

· понимать и правильно использовать экономические термины;

· иметь представление о роли денег в семье и обществе;

· уметь характеризовать виды и функции денег;

· знать источники доходов и направлений расходов семьи;

· уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

· определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

· проводить элементарные финансовые расчеты.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

 

1. Кабинет для занятий-1

          2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.- 8.

 

3. Стул учительский-1

 

4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр-2.

 

5. Полки для книг.-1

 

6. Маркеры для доски.-2 уп.

 

7. Бумага снегурочка-1 уп

 

8. Счетные палочки-21 шт.

 

Кадровое обеспечение:

 

1. Педагог истории/обществознания