Шахматное королевство

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Шахматное королевство» рассчитана на учащихся 7-12 лет, имеет

физкультурно-спортивную направленность.

Шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Сегодня

шахматы – это и спорт, и искусство, и наука. Шахматы - это не только игра,

доставляющая участникам радость, но и действенное эффективное средство

умственного развития, формирования внутреннего плана действий -

способности действовать в уме. В послании Президента Российской

Федерации В.В. Путина участникам Чемпионата мира - 2004 года сказано:

«Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и

дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,

просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное,

воспитывают характер».

Шахматы предоставляют человеку возможность творческого

соревнования. Красивые партии, комбинации, окончания, задачи восхищают

нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или

талантливая игра актёра. Это активный культурный отдых и целый мир

переживаний и ощущений.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует

зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,

целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится

собранным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться

до конца и не унывать при неудачах. Чемпион мира А. А. Алехин писал:

«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством

шахмат я воспитал свой характер. Шахматы - не просто модель жизни, но и

модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В

шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и

недостатки. Совершенно так же, как и в жизни».

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом

одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс

наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную

значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга,

когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она

направлена на организацию содержательного досуга учащихся,

удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной

деятельности в условиях роста нервно-эмоциональных перегрузок в

современном обществе. Процесс обучения игре в шахматы способствует

формированию творческих способностей ребенка, воспитание важных

личностных качеств. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать

правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в

зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и

смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же

самое требуется в шахматах.

Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой

культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует

гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой

творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого

мышления.

Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера не является

приоритетной в данной программе.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматное королевство» имеет спортивную направленность.

Интеллектуальная игра «шахматы» является одним из наиболее распространенных видов спорта

.Актуальность программы заключается также в использования шахматной игры в качестве средства формирования творческих способностей и воображения школьников. И при этом шахматы наиболее доступные по форме, правилам и скоротечности игры, поэтому они особенно востребованы у ребят.

 

Игра в шахматы вырабатывает объективность мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремлённость, точный расчёт, формирует характер, зарождает в человеке творческое начало.

 Игра в шахматы развивает усидчивость, способность сосредоточиться, способность предвидеть и находить нестандартные решения.

Новизна: программа рассчитана на учащихся начальной школы и учитывает особенности данного возраста.

Юные шахматисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться

справочной литературой.

 

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база