Занятие для дошкольников по ручному труду «Матрёшка».

1. Организационный момент.

Колокольчик, мой дружок,

Собирай детей в кружок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

2. Вводная часть.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

-Расскажу я вам сегодня об одной игрушке, которая давно известна в нашей стране; игрушке, которая стала подлинным русским сувениром. Но сначала отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрёшка).

Конечно, это матрёшка, самая любимая игрушка детей во все времена. А вот и она (достать матрёшку). Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал её художник. Любуешься ею и сердце радуется. Вот о матрёшке мы с вами сегодня и поговорим.

Из чего делают матрёшку?

 3. Основная часть.

-Давным-давно привезли в Россию из далёкой страны Японии игрушку-фигурку добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным-преумным был этот Фукуруму, что его голова даже вытянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка-старичок Фукуруму раздвигалась, а внутри неё сидела вся многочисленная семья. Поэтому лицо у Фукуруму было таким озабоченным, ведь всю его семью надо как-то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит она какая (деревянная?

-Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, то он увидел игрушку деревянного Фукуруму. И так она ему понравилась, что он решил привезти её в Россию. Показал Сергей Васильевич фигурку Фукуруму русским умельцам, народным мастерам. Мастерам тоже понравилась заморская игрушка, по душе она им пришлась. Решили они сделать свою игрушку, русскую. Русские мастера решили переодеть куклу в русский сарафан, а голову повязать платочком, потому что раньше русские женщины обязательно повязывали голову платком. Стали русскую игрушку делать из дерева, из липы, потому что она хорошо поддаётся обработке.

-Мастера сделали заготовку, выточили пустые фигурки из дерева и отдали художникам. Зачем? Да, художники должны расписать игрушку. Но прежде чем это сделать, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает фигурку крахмалом, сушит её. Когда накрахмаленная фигурка подсохнет, то она становится белой и гладкой. Можно начинать расписывать игрушку.

-Расписывали русские художники куклу на славу: губки бантиком, румянец на щёчках яблочками, голову прикрыл весёлый платочек, свесилась из-под него русая коса. Сарафан расписан цветами, листьями, завитками. Для росписи использовали самые разные краски. А таких цветов не найти, которые использовали художники, не найти ни в одном саду, сравниться с ними может только аленький цветочек из сказки.

-Когда матрёшка расписана, её мастера покрывали прозрачным лаком, сушили в печах. Вот кукла и готова.

-Когда сделали первую куклу, то мастерам захотелось дать кукле русское имя. Стали думать: как же её назвать? Предлагали назвать её Дуняшей, Маняшей. А назвали Матрёшей. Так появились на Руси куклы матрёшки. И стали матрёшек по русским сёлам и деревням из дерева вытачивать, да расписывать каждое село или деревня на свой лад и манер.

-Давайте посмотрим, какие же матрёшки делают в России (рассматривание матрёшек ).

-Настало время открыть нашу матрёшку и посмотреть, какие ещё матрёшки находятся у неё внутри (открыть матрёшку, там должно быть пусто).

-Ребята, смотрите, матрёшка пустая. Что же случилось? Матрёшка сказала мне, что её подружкам стало очень скучно, решили они убежать в скакалки скакать, да в салки догонять. Осталась матрёшка одна. Что же делать, как быть? Что можно сделать? Мы можем помочь матрёшке. Вы хотите помочь матрёшке? Что мы можем сделать, как мы можем помочь её?

Из чего мы можем сделать матрёшек?

Я предлагаю вам сделать матрёшек из бумаги. Вы согласны?

-Давайте посмотрим, каких матрёшек можно сделать из бумаги (показать детям образец матрёшки из бумаги).

-Прежде чем начать делать матрёшку, давайте вспомним правила работы с  ножницами.

-Ещё нам нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Мы весёлые матрёшки, ладушки-ладушки.

На ногах у нас сапожки, ладушки-ладушки.

В сарафанах наших ярких, ладушки-ладушки,

Мы похожи словно сёстры, ладушки-ладушки.

-Давайте посмотрим схему, по которой мы будем делать матрёшку (рассматривание схемы изготовления матрёшки).

-Начинаем делать матрёшку.

Описание работы:

1. Из белого листа бумаги сделаем квадрат 15см на 15см

 2. От вершины сложить боковые края к центру.

 3. Перевернём нашу фигуру и наметим карандашом пунктирные линии, место разреза ножницами.

 4. Сделаем по этим пунктирным линиям разрезы с двух сторон и от вершины загнём надрезанные углы внутрь.

 5. Отрежем ножницами лишние уголки у платочка матрёшки и вернём к серединной, вертикальной линии боковые стороны.

 6. Загнём боковые углы внутрь – это имитирующие ручки нашей матрёшки.

 7. Перевернём нашу матрёшку. Верхний и нижний уголки отогнём внутрь, как показано на образце.

 8. Снова перевернём нашу фигуру. Получилась вот такая матрёшка.

 9. Теперь осталось раскрасить поделку и матрёшка будет готова.

 Самостоятельная работа детей.  Дети выполняют, воспитатель оказывает им необходимую помощь.

 Вставайте в круг.

Физминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки.

На ногах сапожки-

Топают матрёшки.

Влево, вправо наклонились,

Продолжаем работу. Нам нужно сделать лицо у матрёшки.  А теперь украсим нашу матрёшку.  Украсим сарафан и платочек матрёшки по своему замыслу

-Вот наши матрёшки и готовы. Давайте поставим их всех вместе и посмотрим, какую красоту мы сделали. Ребята, а вы заметили, что матрёшки все разного размера? Для чего? Да для того, чтобы они могли спрятаться одна в другую. Давайте сделаем это, вот матрёшки все спрятались одна в другую. А теперь давайте поставим матрёшек вокруг нашей матрёшки. Какая красота у нас получилась!

Ребята, а вы ничего не слышите? А я слышу какой-то шум, давайте посмотрим, кто там расшумелся. Вот в чём дело. Матрёшечки увидели, что мы помогаем самой большой матрёшке, что она получила от нас помощь, что ей совсем не скучно, и они решили вернуться. Простим их и примем в нашу весёлую компанию? Проходите, вставайте в наш весёлый хоровод. Теперь матрёшкам будет весело.

 Итог

Рефлексия: Друзья, что мы сегодня делали?

Что научились делать? В какой технике выполнена наша игрушка? В

чем были сложности? Дома повторите, и я думаю, сложностей у вас не

возникнет больше.

 Давайте ими украсим наш павильон, группу и т.д

План

1.Организационный момент "Колокольчик, мой дружок..."

2.Вводная часть "Рассказ о матрешке".

3.Основная часть. Практическая. Изготовление игрушки.

4.Итог.Рефлексия.

Цели

Цель: учить детей делать матрёшку методом оригами.

Задачи:

Образовательные:

• дать детям знания об истории создании русской матрёшки

• продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях, делая чёткие и правильные сгибы.

Развивающие:

• обогащать и активизировать словарь детей

• развивать связную речь, добиваясь полных ответов на вопросы

• укреплять мелкую моторику пальцев рук

• развивать память, внимание, воображение, мышление

Воспитательные:

• воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, истории своей Родины

• воспитывать терпение, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца

Ожидаемые результаты

Знание истории происхождение Матрёшки.

Знание особенностей игрушки (материал, форма, цвета, узоры).

Умение делать матрёшку методом оригами.

Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов Матрёшек.

Условия

Бесплатное, очное

Контактные лица

borzia.oa-skazka@yandex.ru

Длительность

30 минут

Стоимость

Бесплатно

Материально-техническая база

Раздаточный:

- квадрат белой бумаги;
- клей;
- ножницы;
- фломастеры.   

Демонстрационный: игрушка матрешка , презентация "История появления русской матрешки".