Профориентационный проект "Инженерные каникулы"

Участники разработают два проекта по двум тематическим направлениям, которые будут соответствовать запросам компании ОАО «РЖД» по тематике акселератора «Вокзалы будущего: мега вызов».

Проблематику проектов для участников сформирует заказчик совместно с организаторами проекта. Заказчиками выступают: представители Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, начальник вокзала города Чита (станция Чита-2). Исходя из запросов представителей компании ОАО «РЖД» будут сформированы две проектные проблемы. Участники проектных команд должны придумать способы решения представленных проблем. Деятельность участников проекта будет направлена на проектно-исследовательскую работу методом решения кейсов. Важно отметить, что дополнительные вводные по изменению пожелания заказчика к готовому продукту будут передаваться проектным командам ежедневно в часы scram, что дополнительно усложнит задачу участникам проекта.

Программа проекта рассчитана на 7 дней. Также по итогам первого дня знакомства внутри отрядов будет распределение квот по проектным кластерам, которые соответствуют четырем основным направлениям технопарка «Кванториум» Читинской детской железной дороги: промробоквантум, геоквантум, хайтек, промробоквантум. Также будут открыты дополнительные кластеры «медиа» и «презентаторы».

План

1. подготовительный этап

Включает в себя разработку учебной программы, учебно-методических материалов, подбор и подготовку педагогических кадров, продвижение и информационное сопровождение проекта, набор участников, подготовку финансовых документов, закупку необходимого оборудования для реализации проекта, защиту программы проекта на педагогическом совете, создание обучающего телеграм-канала для сопровождающих и участников проекта, в котором еженедельно публикуются образовательные материалы.   

2. адаптационный этап (1-2 день)

Включает организацию временных детских коллективов и общего коллектива кластеров Проектного Акселератора, установление правил проживания на территории проведения мероприятия, проведение адаптационных мероприятий для участников, проведение вводной диагностики, знакомство с образовательной программой.

Основными мероприятиями на данном этапе являются тренинг знакомства-нетворкинг, презентация профориентационного проекта «Инженерные каникулы», деловая игра «Профессии будущего на железнодорожном транспорте», концерт открытия проекта, распределение по кластерам в рамках Проектного Акселератора, распределение в рамках Клубов по интересам,  получение технического задания от заказчика.

3. этап глубокого погружения (3-6 день)

Включает организацию разнообразных видов деятельности участников: вовлечение в участников в работу кластеров Проектного Акселератора, работу над проектом, работу Клубов. Запуск системы мотивации и рейтинга среди участников проектных кластеров.

Основными мероприятиями данного этапа являются: профильные занятия с наставниками технопарка в кластерах Проектного Акселератора, консультации с экспертами проекта, командная рефлексия «Время Scrum[4]», профориентационные экскурсии в Забайкальский институт железнодорожного транспорта, работа Клубов по интересам.

4. заключительный этап (7 день)

Направлен на создание условий для дружественного прощания, оценки участниками полученного опыта, подведение итогов проекта: итоговая диагностика, успешная разработка участниками проектных разработок, награждение отличившихся за время проведения проекта. 

Основными мероприятиями данного этапа являются: итоговая защита проектов, торжественная линейка закрытия.


 на которых подводятся итоги промежуточного этапа (спринта) проекта. 

Цели

Цель программы: создание условий, обеспечивающих успешную подготовку учащихся средней и старшей школы к профессиональному самоопределению и их дальнейшую профессиональную ориентацию на железнодорожный транспорт, формирование будущего кадрового резерва холдинга «РЖД» и укрепление имиджа компании среди учащихся опорных школ компании и школ ОАО «РЖД».

Задачи программы:

Образовательные:

формирование представления участников о своем профессиональном потенциале, ценности инженерно-технического труда, многообразии мира профессий железнодорожного транспорта;

ознакомление участников с образом современного железнодорожника и его профессиональными качествами, спецификой работы холдинга «Российские железные дороги», правилами выбора и способами получения профессии железнодорожника;

ознакомление участников с технологиями моделирования, конструирования, прототипирования в отрасли железнодорожного транспорта.

Развивающие:

развитие или приобретение участниками soft- и hard[1] компетенций, творческих способностей, коммуникативных навыков, необходимых для профессиональной ориентации на отрасль железнодорожного транспорта;

развитие способностей организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации для выполнения задач, работать в команде, нести ответственность за результаты своей деятельности и командной работы.

Воспитательные:

мотивирование участников к получению профильных и непрофильных знаний в ходе реализации учебной программы для разностороннего развития участников проекта и их профессионального самоопределения и саморазвития;

содействие дальнейшему сопровождению высокомотивированных участников в рамках школьных, региональных и сетевых мероприятий инженерно-технической направленности.

Ожидаемые результаты

По окончанию периода прохождения образовательной программы участник должен:

Уметь: работать с необходимым программным обеспечением и оборудованием для решения проектных задач; выполнять поставленные задачи по одному из выбранных проектных кластеров; применять на практике знания по универсальным компетенциям и принципам проектирования.

Знать: современное оборудование, технологии в транспортной отрасли и правила работы с ними; основные профессии транспортной отрасли и способы их получения; технологии моделирования, конструирования, прототипирования в отрасли железнодорожного транспорта; основную терминологию по выбранному проектному кластеру; специфику работы холдинга «Российские железные дороги».

Научиться: навыкам совместной и самостоятельной работы; оценке смысла и последствий своих действий; осознавать возникающие трудности и искать пути их преодоления.

Условия

Участниками смены могут быть только обучающиеся общеобразовательных учреждений компании ОАО "РЖД" и опорных (муниципальных) школ Забайкальской железной дороги.

Возраст участников программы: от 14 до 17 лет – средний и старший школьный возраст.

Контактные лица

8-914-496-79-36 Кузнецов Игорь Сергеевич

Длительность

1 неделя

Материально-техническая база

Жилищно-бытовые условия:

1) наличие корпусов для проживания участников и педагогического состава оборудованных системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в зданиях и сооружениях.

2) наличие оборудованной столовой, включающей место для приема пищи и блок для приготовления пищи;

3) наличие оборудованных душевых;

4) наличие оборудованных мест для проведения учебных занятий и занятий в клубах по выбору;

5) наличие актового зала, оборудованного сценой, звуковой и мультимедиа аппаратурой.

Для участников проекта организовано 5-ти разовое питание в стационарной столовой, которая имеет помещения для длительного и суточного хранения продуктов по соответствующим нормам. Для проведения общих мероприятий имеются учебные помещения, оборудованные местами для проведения учебных занятий и мастер-классов. Для гигиенических процедур имеются душевые

Средства и материалы:

1) канцелярские товары и расходные материалы: бумага с клеевым краем, бумага А4, ватман А2, листы для флипчартов, дырокол, ластики, линейки, цветные карандаши, клей-ПВА, клей-карандаш, маркер перманентный, нож канцелярский, кнопки-гвоздик, скрепки, файлы, планшеты, папки-скоросшиватели, скотч, степлер;

2) расходные материалы на проведение клубов по интересам (определяются исходя из специфики клубов);

3) продукция для участников проекта (футболки, блокноты, ручки);

4) моноблоки с установленными для работы программами векторной графики, монтажа и обработки фото- и видео материалов, 3D моделирования;

5) звуковое оборудование;

6) медиапроектор с экраном;

7) лазерный станок;

8) 3D принтеры в количестве 5 штук;

цветной и черно-белый принтеры;

9)  2 квадрокоптера;

10) 1 флипчарт с креплением для листа или блока бумаги;

11) 2 струйных принтера;

12) плазменный телевизор;

13) 3 фотокамеры.

помещения с постоянной подачей горячей воды.