1 часть: Организационный момент:
Воспитатель предлагает детям встать в круг и повторять движения.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг (Дети поворачиваются друг к другу.)
Вместе за руки возьмёмся (Берутся за руки)
И друг другу улыбнемся. (Улыбаются)
2 часть. Основная.
Воспитатель:
Ребята, вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в необычное путешествие в художественную галерею, где рассмотрим произведения русских художников. Но чтобы нам туда попасть, нужно произнести волшебные слова: «Кружись, вертись - в галерее очутись!»
Посмотрите, мы очутились в галерее! Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года изображено на картинах? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, осень.
Сейчас нам расскажет…. стихотворение об осени.
Листья начали желтеть,
Солнце стало хуже греть.
Это осень наступила,
Нас дождями окатила.
Воспитатель: спасибо!
Звучит запись. Звуки природы.
Правильно, осень. Ребята, а какая бывает осень? (ответы детей)
Верно, осень может быть разная: холодная, дождливая, хмурая, золотая, солнечная. Кто знает, почему осень называют золотой? (ответы детей).
Да, осень называют золотой, потому что листья на деревьях и кустарниках становятся желтыми и, поэтому, все вокруг кажется золотым. Но осенью листья не только золотые и желтые, а какого еще цвета?(ответы детей)
Вот поэтому многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать свое осеннее дерево.
*Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья? (ответы детей)
Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад»
автор: А. Рябинка
Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.
*А теперь, ребята, проходите на свои рабочие места.
Но вначале выберите технологическую карту и материал для рисования.
*Обратите внимание на материал, который у вас лежит на столе. Всегда ли мы использовали такой материал?
*Губки нам помогут нарисовать фон рисунка.
*Расположите лист бумаги так, как вам будет удобно. Лист разделим на две части, верхняя часть будет небо, а нижняя земля.
*Ребята, давайте мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику и приступим к работе.
Пальчиковая гимнастика. "Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
(Дети приступают к выполнению задания поэтапно совместно с воспитателем).
*Каким цветом вы изобразите небо? (ответы детей)
*Как получить голубой цвет? (ответы детей)
*Чтобы изобразить небо, мы на палитру кистью наберем белую краску, затем промоем кисточку и рядом положим синюю краску. Теперь берем губку и набираем краски на губку и широкими мазками рисуем небо. Место, где «соединяются» небо и земля, называется линией горизонта. К линии горизонта небо рисуем светлее, добавив больше белой краски.
*Небо мы с вами нарисовали.
*Что нам дальше надо нарисовать? (ответы детей)
*Будем рисовать землю. Если смешать на палитре желтую и черную краску, то получится цвет земли. Землю рисуем таким же образом, как мы рисовали и небо, с помощью поролона.
*А пока наши работы будут сохнуть, мы немного отдохнем.
Вставайте и подойдите ко мне.
Воспитатель: сейчас мы с вами поиграем.
Игра называется «Собери листочки».
Я буду произносить название дерева с которого упал лист и кидать мяч, а вы отвечайте, как называется этот лист, например. (Лист с дуба - …дубовый! И т.д…)
Воспитатель: Молодцы, здорово поиграли.
Воспитатель: Ребята, наши работы уже высохли. Теперь можно рисовать? Воспитатель: А, перед работой, я предлагаю вам вспомнить, как правильно пользоваться кисточкой. Сначала ее необходимо обмакнуть в воде, затем набрать на кисточку краску, но если воды будет с лишком много, мы можем ее убрать, просто приложив кисточку к салфетке.
Воспитатель: Любое дерево мы будем начинать рисовать со ствола. Ствол у дерева рисуем от земли вверх, к небу. К низу ствол дерева расширяется. Деревья растут из земли, и мы рисуем наше дерево от самой земли. Веточки на дереве мы рисуем кончиком кисточки, они тянутся к небу, к солнышку. А листочки мы рисуем прикладывая кисть всем ворсом к веточкам.
Воспитатель: Какого цвета у вашего дерева ствол? Такую краску и берете. (ответ детей)
Воспитатель: Правильно! А теперь, приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность детей, воспитатель помогает.
Во время рисования воспитатель помогает детям, которые допускают ошибки при рисовании, подбадривает, помогает. При занятии присутствует музыкальное сопровождение.
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо, (машут перед лицом руками)
Закачалось деревцо, (машут руками наверху)
Ветерок все тише-тише, (приседают на корточки)
Деревцо все выше-выше (поднимают руки вверх).
3 часть. Рефлексия.
Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень».
Готовые работы выставляются на стенд, анализируются.
*Давайте с вами прикрепим наши рисунки на доску и сделаем свою галерею. Какие красивые у нас с вами получились деревья.
*Вы настоящие волшебники. У вас такие красивые работы потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали аккуратно и дружно. Посмотрите какие красивые и разные деревья нарисовали. Зимой, когда все деревья будут стоять без листвы, если нам станет грустно, мы сможем вновь окунуться в красивую сказку осеннего леса, глядя на ваши работы.
План
1. Организационная часть
2. Практическая часть
3. Заключительная часть
Цели
Цель: развитие умения отражать в рисунке осенние впечатления.
Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать учить детей изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше.
2. Учить использовать разнообразные краски при изображении осенней листвы.
3. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад;
Развивающие:
1. Формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях, навыки технических приёмов (рисование всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.);
2. Развивать художественно- эстетические чувства и творческие способности.
Воспитательные:
1. Прививать у детей любовь к природе и умение видеть, переживать всю её красоту;
2. Приучать к аккуратности при выполнении работы и умению следить за порядком на своём рабочем месте.
Ожидаемые результаты
1 У детей формируются навыки изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше.
2. Дети используют разнообразные краски при изображении осенней листвы.
3. Дети умеют отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад;
4. У детей формируются навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях, навыки технических приёмов (рисование всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.);
5. У детей развиваются художественно- эстетические чувства и творческие способности.
6. У детей развивается любовь к природе и умение видеть, переживать всю её красоту;
7. Дети приучаются к аккуратности при выполнении работы и умению следить за порядком на своём рабочем месте.
Условия
Заявку можно подать на сайте "Навигатор дополнительного образования Забайкальского края"
Контактные лица
Ожогина Елена Владимировна, педагог дополнительного образования, к/т 8-914-523-87-91
Длительность
Материально-техническая база
Гуашь, акварельные краски, кисточки, бумага, стаканчики для воды, салфетки для осушения кисти и по 2 поролоновые губки на каждого , технологические карты, репродукция картин известных художников, мяч, музыкальное сопровождение П. И. Чайковского «Времена года»