Не смотря на то, что химические средства и дымовые завесы успешно использовались в ходе боевых действий в течение нескольких тысячелетий, большинство военных историков считают началом использования химического оружия в первой мировой войне 22 апреля 1915 года, когда немецкие войска применили хлор против французских войск на участке фронта у реки Ипр (Бельгия). Французы оказались беззащитными перед токсичным газом. Более 5000 солдат погибли, около 10000 человек получили поражения.
В последующих военных действия химическое оружие получило более широкое применение. Наряду с другими менее токсичными веществами использовались фосген, синильная кислота, хлор и иприт. Общие потери воюющих сторон в первой мировой войне от химического оружия составили более I миллиона человек, что позволило отнести его к оружию массового поражения.
В период до второй мировой войны развитие и совершенствовании этого оружия в капиталистических странах не прекращалось. В фашистской Германии были синтезированы новые отравляющие вещества (ОВ) нервно-паралитического действия. Не имея цвета и запаха, эти OB были в 75 раз токсичнее иприта. Открытие этих ОВ произошло случайно. В 1936 году в ходе использования инсектицидов (химические вещества, применяемые в борьбе с вредными насекомыми) доктор Герхард Шрадер синтезировал фосфорорганический эфир, который стал известен и производился под названием табун. В 1938 гиду аналогичные исследования привели к созданию значительно более токсичного вещества – зарина. Третье ОВ нервно-паралитического действия, известное под названием зоман, было получено в 1944 году. Все три ОВ смертельны для человека после воздействия в течение нескольких минут.
Только неотвратимость мощного ответного удара антигитлеровской каолиции и стремительное наступление Красной Армии в 1944–1945 гг. против немецко-фашистских войск сорвали планы Гитлера по массовому использованию химического оружия. Тщательно готовились к химической и, особенно, бактериологической войне японские милитаристы.
После второй мировой войны центром разработки химического оружия стали США. В 60-х годах арсенал химического оружия США пополнился новыми ОВ: Ви-Экс, Би-Зед, Си-Эс. США использовали химическое оружие в ходе войны в Корее (1950–1952 гг.). В еще более широких масштабах армия США применяла химические средства поражения в войне во Вьетнаме (1961–1972 гг.).
Биологическое оружие появилось также в первую мировую войну. Именно тогда для решения военных задач Германия предприняла первую попытку применения возбудителей инфекционных болезней в значительных масштабах. В годы второй мировой войны такую же попытку предприняла Япония. В 1952 г. американское командование производило над территорией Кореи и Китая практическую проверку некоторых боеприпасов и способов применения биологических средств.
Несмотря на подписание Конвенций о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического (1972 г.) и химического (1993 г.) оружия всегда следует иметь ввиду, что в случае возникновения острой ситуации в ходе вооруженного конфликта нет никакой гарантии, что противник не применит химическое или биологическое оружие для изменения соотношения сил в свою пользу.
Ядерное оружие было создано в конце второй мировой войны в США в результате работы физиков ряда стран, эмигрировавших из Европы в США (А.Эйнштейн, Э.Ферми, Р.Опенгеймер, Л.Сциллард и др.). После первого испытательного взрыва 16 июля 1945 г. американские правящие круги предприняли варварские бомбардировки с самолета В-29 японских городов Хиросима (6 августа 1945 г.) и Нагасаки (9 августа 1945 г.), в результате которых погибло около 250 тыс. мирных жителей. Известно, что боевое применение двух атомных бомб мощностью по 20 кг каждая, разрушивших два японских города, не являлось военной необходимостью, а служило только демонстрацией мощи нового вида оружия и носило политический характер. Рассчитывая на длительное монопольное владение ядерным оружием, США решили его использовать для политического шантажа прежде всего Советского Союза, пересмотра в своих интересах итогов второй мировой войны.
В 1949 г. российские ученые во главе с И.В.Курчатовым успешно решили задачу, создав и испытав атомную бомбу. В 1953 г. в СССР (на год раньше, чем в США) была испытана первая в мире термоядерная бомба большой мощности. Была ликвидирована монополия США на ядерное оружие. Более того, в 1952 году к странам, уже владеющим ядерным оружием, присоединилась Англия, в I960 г. – Франция и в 1964 г. – Китай. В 1974 г. подземный ядерный взрыв осуществила Индия. В 1979г. испытательный ядерный взрыв в Южной Атлантике проведен совместно ЮАР и Израилем. Активно ведутся работы по созданию ядерного оружия в Пакистане.
Стремясь сохранить ядерное превосходство, США в конце 70 - начале 80-х гг. создали нейтронные боеприпасы, а 6 августа 1981г., в день 36-й годовщины атомной бомбардировки Хиросимы, президентом США было принято решение о полномасштабном их производстве.
В настоящее время наступил новый этап в развитии военного дела. Набирает силу процесс осознания мировым сообществом того положения, что во всеобщей или даже ограниченной ядерной войне не будет победителя, последствия такой войны губительны для человечества в целом. Не меньшую угрозу создает также мировая война с применением обычных вооружений. Количественный и качественный их рост, наличие на вероятных театрах военных действий многочисленных источников повышенной опасности: атомных электростанций, химических, биологических, нефтегазовых предприятий, тепловых электростанций, гидросооружений и др. объектов, – в случае их разрушения будет означать гибель целых континентов.
Реализация современной военной доктрины России на практике ставит перед ВВС, перед военной наукой ряд принципиально новых, важных и сложных задач, в том числе и по изысканию эффективных способов РХБЗ ВВС. Успешное решение задач РХБЗ авиационных частей и соединений во многом определит способность инженерно-авиационной службы обеспечить в заданные сроки подготовку авиационной техники к боевому вылету в условиях применения противником ЯХБО.
План
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний.
3.Теоретическая часть.
4.Вопросы учеников.
5.Краткие выводы по теме урока.
Цели
Тема: «Оружие массового поражения. Ядерное оружие»
Цель и задачи:
-познакомить учащихся с историей появления, принципами действия и поражающими факторами ядерного оружия массового поражения;
-сформировать у учащихся мнение об опасности реального применения ядерного оружия и его последствиях для человека и окружающей среды.