Классный час "Конфликт не кусается"

  Ход классного часа

Организационный момент.

     II. Целевая установка и определение темы.

- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего  классного часа, я хочу рассказать вам об одном  случае.

Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».

«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.

        Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.

-  Что же произошло между мальчиками?

             (Спор,  ссора, драка, конфликт).

-  Правильно, произошел конфликт.  

- Можно ли было его разрешить?

   Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа?

                 (На экране выставляется тема  « Учимся решать конфликты»). Слайд №2

-  А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?  

Выставляется запись:  «Конфликт – это столкновение противоположных интересов,  мнений».

(Слайд №2)

- Сегодня мы постараемся разобраться: почему  происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей  задачей .

III. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.

Анализ ситуации. Коллективная деятельность.          

  -  Давайте  вернемся к случаю  о мальчиках и ответим на вопросы:

  -  Что хотели мальчики?   Из-за чего возник конфликт?

  -   Главное,  чего не смогли сделать мальчики?

(Понять друг друга и договориться).

-Первая причина, которую мы сейчас выявили, это – Неумение договориться

(Слайд №3  «Причины возникновения конфликтов:  неумение договориться)

Анализ ситуаций. Групповая работа. Я читаю ситуацию, дети обсуждают  анализируют ситуацию в группе, анализируя её и представляют результат

  Ситуация  № 1 для всех.                                                                                    – Андрей, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Дима.

Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Андрей  и убежал.

А Дима  даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

- Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?

        - Из-за чего в данной ситуации возник конфликт?  (из-за неумения слушать)

      (На слайде появляется запись «неумение слушать»)

       Ситуация № 2 для всех.                                                                                     На соревнованиях  мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

- Как вы считаете, почему возник конфликт?  В чем  причина?

( на слайде – «несдержанность»)

3. Вывод.                                                                                                                                      После совместного разбора  ситуаций  учащимися    определяются основные причины возникновения конфликтов:

неумение договориться,

неумение слушать;

несдержанность;

       На один и тот же предмет мы смотрим по- разному, т.е. наши мнения могут

не совпадать и из-за этого тоже могут возникнуть  конфликты.    

IV. Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили? (Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)

(Слайд №4)

- Во многих сказках и стихах мы часто сталкиваемся с возникновением ссор и конфликтов.

4. Инсценировка

Сейчас я ва прочитаю стихотворение «Бараны» По С.Михалкову

Бараны

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

         И сказал барашек белый:

         «Братец, вот какое дело:

          Здесь вдвоем нельзя пройти –

          Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил: «Ме-е,

Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

           Помотал один рогами.

           Уперся другой ногами…

           Как рогами не крути,

          А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Искупались два барана.( По автору– «Утонули два барана»)

      -Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом бараны вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

- Можно ли назвать случай с баранами конфликтной ситуацией? 

Учитель. Вот к чему может привести  неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?

-  А сейчас мы с вами будем искать пути выхода из конфликтной ситуации.

-  Посмотрите на экран и скажите, что изображено на рисунке?(ТУЧА) (Слайд №5 ).

-  Как вы думаете, что может предвещать эта  туча? (Ответы детей).  

-  Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко.

 - Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.

Давайте рассмотрим  способы  разрешения конфликтов. (работа в группах)

        Для этого я предлагаю вам слова, которые вы увидите, разделить на две группы,  слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и слова, обозначающие  отрицательные.                                              (Уступать, разгневаться, промолчать, договориться,  ударить,  упрямиться, понять).(Слайд №6)

- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера.   А как вы думаете?

Перед тем как ответить,  давайте посмотрим небольшую сценку.

5. «Кто первый?» В.Орлов.

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

- И я дружил!

- Что же вы не поделили?

- Я забыл!

- И я забыл!

- Какой совет вы бы им дали?

Если бы один из них сказал: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав» это было бы  слабостью характера? Разве   из-за этого его перестали бы уважать?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? Давайте найдем основные пути выхода из конфликтной ситуации.  (юмор, уступка) 

(Слайд №7)

6. Анализ ситуаций.

Чтобы  выяснить это,  рассмотрим 2 ситуации.

У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылёк в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Пленённый мотылёк затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь всё, сейчас, в своих руках!
Результат нашей работы ребята в наших руках, таким образом зависит от нас.
Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия»
Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединятся в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно объединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням.
По 2 по 3 по 4 ( сядьте группами)
 Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер.
Посмотрите на экран «что вы видите? (Звездное небо)
Какое оно?( большое, красивое, светлое,….)
-Совпали ли ваши мнения?
- Какой вывод можно сделать? --На один и тот же предмет мы смотрим по разному.
Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
-А всегда получается понимать друг друга?
- К чему может привести непонимание друг друга?
Ученики: непонимание ведёт к ссорам, спорам.

Подберите синоним к слову спор
КОНФЛИКТ
Да, ссора может перерасти в конфликт.
- Ребята, назовите тему нашего занятия. (Конфликт)
Чему мы сегодня научимся?
Какие поставим цели?
1. Узнать, что такое конфликт?
2. Последствия конфликта.
3. Пути его разрешения.
-Где нам понадобятся знания этой темы?
Учащиеся высказывают свои мысли – в отношениях между людьми, в классе, в семье. Вы ещё маленькие, и вся жизнь у вас впереди, поэтому очень важно уметь ладить с окружающими вас людьми, не конфликтовать.
1 задание Что такое конфликт?
Работаем в группах, при работе в группе необходимо соблюдать определённые правила. Давайте сейчас их озвучим.
-Умей выслушать каждого.
- Уважай своего товарища.
- Не согласен – предлагай.
Каковы последствия конфликта, если человек всегда ссорится, никому не уступает, спорит? (Учащиеся высказывают свои мысли)
Работа по группам:
1. Нарисовать человека в ссоре.
2. Нарисовать человека, у которого всё хорошо.
3. Нарисовать человека в драке.
Посмотрим, что у вас получилось.
- А теперь посмотрите, какие люди вам нравятся больше? Почему? (Оценивать)
Тема, о которой мы с вами беседуем, актуальна во всём мире. Люди хотят избежать конфликтов в государстве, стране, семье.
- Как вы думаете, что надо делать, что бы таких людей и конфликтных ситуаций не было?
- Сейчас посмотрим, как можно выходить из конфликтных ситуаций.

Прикрепить на доску.
Посмотрите у нас получилось новое созвездие , как его назовем «ДРУЖБА»
Ребята, подведём итог нашего занятия.
Вспомним какие задачи ставили:
1. Узнать, что такое конфликт?
(Мы узнали, что конфликт – столкновение сторон , мнений)
2. Последствия конфликта.
(Мы поняли , что конфликтный человек лишается общения, здоровья )
3. Пути его разрешения.
(Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора).
Правила бесконфликтного поведения, которые у нас получились.

Правила бесконфликтного поведения.
1. В споре будь сдержан и тактичен.
2. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
3. Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
4. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
5. Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Итог: - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на занятии. Спасибо!

 

План

1. Организационный момент.

2. Целевая установка и определение темы.

3. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.

4. Физминутка.

5. Анализ ситуаций.

6. Игровой тренинг.

7. Работа в группах.

8. Подведение итогов.

Цели

Цель: Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

Задачи:

1. Образовательная: Познакомить учащихся с понятием «КОНФЛИКТ», с основами бесконфликтного общения.

2. Развивающая: Развивать личностные качества, толерантность.

3. Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Ожидаемые результаты

1. Учащиеся будут знать понятием «конфликт», а также будут знать основы бесконфликтного разрешения конфликта.
2. У учащихся разовьются личностные качества и толерантность.
3. Учащиеся научатся уважительно относиться к окружающим людям.

Условия

Заявки подаются через АИС "Навигатор"

Контактные лица

Бронникова Наталья Николаевна, классный руководитель 1а класса

Длительность

1 час

Стоимость

Бесплатно

Материально-техническая база

Проектор, ноутбук. Карточки задания, сценарий, листы бумаги и цветные карандаши.