Ход классного часа
Организационный момент.
II. Целевая установка и определение темы.
- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, я хочу рассказать вам об одном случае.
Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».
«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.
Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
- Что же произошло между мальчиками?
(Спор, ссора, драка, конфликт).
- Правильно, произошел конфликт.
- Можно ли было его разрешить?
Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа?
(На экране выставляется тема « Учимся решать конфликты»). Слайд №2
- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?
Выставляется запись: «Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений».
(Слайд №2)
- Сегодня мы постараемся разобраться: почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей задачей .
III. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.
Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
- Давайте вернемся к случаю о мальчиках и ответим на вопросы:
- Что хотели мальчики? Из-за чего возник конфликт?
- Главное, чего не смогли сделать мальчики?
(Понять друг друга и договориться).
-Первая причина, которую мы сейчас выявили, это – Неумение договориться
(Слайд №3 «Причины возникновения конфликтов: неумение договориться)
Анализ ситуаций. Групповая работа. Я читаю ситуацию, дети обсуждают анализируют ситуацию в группе, анализируя её и представляют результат
Ситуация № 1 для всех. – Андрей, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Дима.
Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Андрей и убежал.
А Дима даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
- Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?
- Из-за чего в данной ситуации возник конфликт? (из-за неумения слушать)
(На слайде появляется запись «неумение слушать»)
Ситуация № 2 для всех. На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?
( на слайде – «несдержанность»)
3. Вывод. После совместного разбора ситуаций учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:
неумение договориться,
неумение слушать;
несдержанность;
На один и тот же предмет мы смотрим по- разному, т.е. наши мнения могут
не совпадать и из-за этого тоже могут возникнуть конфликты.
IV. Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили? (Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)
(Слайд №4)
- Во многих сказках и стихах мы часто сталкиваемся с возникновением ссор и конфликтов.
4. Инсценировка
Сейчас я ва прочитаю стихотворение «Бараны» По С.Михалкову
Бараны
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами.
Уперся другой ногами…
Как рогами не крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Искупались два барана.( По автору– «Утонули два барана»)
-Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом бараны вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.
- Можно ли назвать случай с баранами конфликтной ситуацией?
Учитель. Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
- А сейчас мы с вами будем искать пути выхода из конфликтной ситуации.
- Посмотрите на экран и скажите, что изображено на рисунке?(ТУЧА) (Слайд №5 ).
- Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей).
- Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко.
- Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.
Давайте рассмотрим способы разрешения конфликтов. (работа в группах)
Для этого я предлагаю вам слова, которые вы увидите, разделить на две группы, слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и слова, обозначающие отрицательные. (Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).(Слайд №6)
- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
Перед тем как ответить, давайте посмотрим небольшую сценку.
5. «Кто первый?» В.Орлов.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
- Какой совет вы бы им дали?
Если бы один из них сказал: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав» это было бы слабостью характера? Разве из-за этого его перестали бы уважать?
- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? Давайте найдем основные пути выхода из конфликтной ситуации. (юмор, уступка)
(Слайд №7)
6. Анализ ситуаций.
Чтобы выяснить это, рассмотрим 2 ситуации.
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылёк в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Пленённый мотылёк затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь всё, сейчас, в своих руках!
Результат нашей работы ребята в наших руках, таким образом зависит от нас.
Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия»
Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединятся в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно объединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням.
По 2 по 3 по 4 ( сядьте группами)
Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер.
Посмотрите на экран «что вы видите? (Звездное небо)
Какое оно?( большое, красивое, светлое,….)
-Совпали ли ваши мнения?
- Какой вывод можно сделать? --На один и тот же предмет мы смотрим по разному.
Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
-А всегда получается понимать друг друга?
- К чему может привести непонимание друг друга?
Ученики: непонимание ведёт к ссорам, спорам.
Подберите синоним к слову спор
КОНФЛИКТ
Да, ссора может перерасти в конфликт.
- Ребята, назовите тему нашего занятия. (Конфликт)
Чему мы сегодня научимся?
Какие поставим цели?
1. Узнать, что такое конфликт?
2. Последствия конфликта.
3. Пути его разрешения.
-Где нам понадобятся знания этой темы?
Учащиеся высказывают свои мысли – в отношениях между людьми, в классе, в семье. Вы ещё маленькие, и вся жизнь у вас впереди, поэтому очень важно уметь ладить с окружающими вас людьми, не конфликтовать.
1 задание Что такое конфликт?
Работаем в группах, при работе в группе необходимо соблюдать определённые правила. Давайте сейчас их озвучим.
-Умей выслушать каждого.
- Уважай своего товарища.
- Не согласен – предлагай.
Каковы последствия конфликта, если человек всегда ссорится, никому не уступает, спорит? (Учащиеся высказывают свои мысли)
Работа по группам:
1. Нарисовать человека в ссоре.
2. Нарисовать человека, у которого всё хорошо.
3. Нарисовать человека в драке.
Посмотрим, что у вас получилось.
- А теперь посмотрите, какие люди вам нравятся больше? Почему? (Оценивать)
Тема, о которой мы с вами беседуем, актуальна во всём мире. Люди хотят избежать конфликтов в государстве, стране, семье.
- Как вы думаете, что надо делать, что бы таких людей и конфликтных ситуаций не было?
- Сейчас посмотрим, как можно выходить из конфликтных ситуаций.
Прикрепить на доску.
Посмотрите у нас получилось новое созвездие , как его назовем «ДРУЖБА»
Ребята, подведём итог нашего занятия.
Вспомним какие задачи ставили:
1. Узнать, что такое конфликт?
(Мы узнали, что конфликт – столкновение сторон , мнений)
2. Последствия конфликта.
(Мы поняли , что конфликтный человек лишается общения, здоровья )
3. Пути его разрешения.
(Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора).
Правила бесконфликтного поведения, которые у нас получились.
Правила бесконфликтного поведения.
1. В споре будь сдержан и тактичен.
2. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
3. Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
4. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
5. Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Итог: - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на занятии. Спасибо!
План
1. Организационный момент.
2. Целевая установка и определение темы.
3. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.
4. Физминутка.
5. Анализ ситуаций.
6. Игровой тренинг.
7. Работа в группах.
8. Подведение итогов.
Цели
Цель: Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
Задачи:
1. Образовательная: Познакомить учащихся с понятием «КОНФЛИКТ», с основами бесконфликтного общения.
2. Развивающая: Развивать личностные качества, толерантность.
3. Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Ожидаемые результаты
1. Учащиеся будут знать понятием «конфликт», а также будут знать основы бесконфликтного разрешения конфликта.
2. У учащихся разовьются личностные качества и толерантность.
3. Учащиеся научатся уважительно относиться к окружающим людям.
Условия
Заявки подаются через АИС "Навигатор"
Контактные лица
Бронникова Наталья Николаевна, классный руководитель 1а класса
Длительность
Стоимость
Бесплатно
Материально-техническая база
Проектор, ноутбук. Карточки задания, сценарий, листы бумаги и цветные карандаши.