Интегрированное занятие в подготовительной группе "Березка-символ России"
Ход НОД:
Воспитатель: Дети встают и приветствуют гостей.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка – Земля.
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель. Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя. У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (Россия). А мы, живущие в ней? (Россияне). Россия страна большая, красивая:
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
(Ю. Друнина.)
Воспитатель: Наша Родина – большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки – символы. Что это за символы?
Дети: Флаг, герб, гимн (дети рассматривают флаг).
Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
Дети: Из белого, синего, красного (показ флага).
Воспитатель: Что означает каждый цвет?
Дети: Белый цвет - говорит о том, что наша страна миролюбива, она ни на кого не нападает. Мир ,чистота
Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный - цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Воспитатель. Флаг, герб и гимн — это символы каждого государства. Но у России есть еще один символ, очень красивый и нежный.
А вы послушайте загадку.
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Береза.) :
Сегодня нас ждет много веселых приключений, игр, но все они связаны с одним деревом- деревом Береза
Отправляемся в дорогу.
Выставляется искусственное деревце березки.
Воспитатель. Мы по лесу шли, шли. Через мостик…
Дети. Перешли.
Воспитатель. К березе…
Дети. Подошли!
Воспитатель. Вокруг березы…
Дети. Обошли.
Воспитатель. За березу…
Дети. Зашли.
Воспитатель. Из-за березы…
Дети. Вышли.
Воспитатель. Давайте рассмотрим ее и назовем части дерева.
Дети называют части березы, цвет ствола, листьев.
Ребята березка приготовила конверты -задания
Посмотрите, ребята, на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны правильно выполнить
(Воспитатель снимает конверт с первым заданием)
Воспитатель: Расскажите о красоте русской берёзы. (ответы детей)
Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка.
Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.
Посмотрите, ребята, на эти картины художников. С какой любовью на картине изображена красавица – березка. За свою красоту береза стала символом России.
Ребенок: На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокурая березка —
Символ Родины моей.
Воспитатель: Русские люди водили хороводы вокруг березы. Ею можно восхищаться в любое время года.
(Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны)
Воспитатель: Зимой – на веточках лежит белый снег.
Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.
Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.
Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Как называется лес, где растут одни березы?
Дети: Березовая роща).
Игра «Какая береза?» - дети подбирают и называют определения, чтобы точнее передать образ березки.
Береза стройная, высокая, нежная, белоствольная, тонкоствольная, ветвистая, нарядная, милая, русская, светлая, раскидистая, задумчивая, развесистая, кудрявая.
Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Тогда мы можем прикрепить веточку для березки.
(Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. В конверте лежит береста.)
Воспитатель: Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной? Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки
Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту). Раньше не было электричества и избу освещали лучиной. Что такое ЛУЧИНА?
При лучине женщины пряли шерсть на прялке, шили, а бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Найди кору березы» (на разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы)
Ребята, как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте.
(. Воспитатель снимает конверт с третьим заданием). Народ сложил о березе много пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки, приметы, связанные с березой знаете вы?
1. Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
2. Не бывать ветке толще ствола.
3. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
- А какие приметы вы знаете, которые связаны с русской красавицей (ответы детей).
1. Иней на берёзах – к морозу.
2. Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
3. Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.
4. Когда берёза станет распускаться – сей овёс.
5. Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.
Появляется берёза (сюрпризный момент).
Березка. Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,
С веточками кудрявыми - зелеными косицами?
Я, береза - любимое дерево всех русских людей. Я символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, меня всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.
Я, березка, простого рода:
Мой батюшка - ясен месяц, он ночью мне светит.
Моя матушка - красное солнышко, оно летом меня греет.
Моя сестра - ранняя заря, она росой меня питает.
Игра. Давайте в «березку» поиграем!
Все становятся в круг и выбирают ведущую — девочку - «березку». Поют:
Вот березонька стоит
И на нас она глядит,
Косы в ленты заплела
Сок березовый дола,
1-2-3- ты к березоньке беги.
Дети берутся за ленты, кому не хватило ленты садится на стул.
У славян из древне считалось священным. деревом Береза.
Воспитатель: Следующий конверт
Ребята, вы должны рассказать о пользе березы
Воспитатель: Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим лакомится этим вкусным полезным напитком. Во время войны раненым истощенным детям давали по 150-200 г березового сока.
Доклад Сережки березы служат кормом для птиц. Летом из молодых веточек берёзы готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. Люди моют голову отваром березовых листьев. Вы знаете, что раньше из листьев березы делали зеленую краску, из почек – коричневую. Собирали деготь, из которого изготавливали дегтярное мыло
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойствах березы?
(Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием)
-Следующий конверт «БЕРЕЗА В ВОСПОМИНАНИЯХ ЛЮДЕЙ» Презентация
Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в грозные годы войны она – воин. В истории нашей родины немало трагических страниц: одержали победу над фашистской Германии в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная береза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую березу.
Мы выполнили все задания про березу и поняли, за что русский народ выбрал березку символом России:
• за её красоту;
• за её нежность;
• за её белизну и свет;
• за её полезность;
• за то, что она – символ мужества и воспоминаний.
Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей. Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане.
Итог.
Воспитатель: Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь. Я думаю, мы сегодня убедились в том, что береза красивое целебное дерево. Поэтому мы должны беречь и заботится о ней.
Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете?
План
1.Организационный момент."Здравствуй небо голубое!"
2.Вводная беседа "Символы России"
3.Практическая часть."Конверты -задания на тему"
4.Заключительная беседа.Рефлексия.
Цели
Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней
Задачи:
Образовательные.
1.Продолжать формировать у детей образ Родины, представление о России.
2.Расширить представления детей о березе как символе нашей Родины, частях березы, ее целебных свойствах, пополнить словарный запас детей словами береста, чечевички, деготь и др.
Развивающие.
1. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,
исследовать, получать новые знания.
2. Развивать внимание, мышление, память, речь детей.
Воспитательные.
1. Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине.
2. Воспитывать у детей интерес к своей стране.
Ожидаемые результаты
Предполагаемый результат:
сформированное представление у детей: о берёзе, как символе России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности; о бережном отношение к природе.
Длительность
Материально-техническая база
Макет дерева берёза, картины о природе русских художников, дидактические игры «От какого дерева кора?», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, мяч, конверты с заданием, презентация, ленточки, костюм – березка.