Интегрированное занятие "Берёзка-символ России"

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Березка-символ России"

Ход  НОД:

Воспитатель: Дети встают и приветствуют гостей.

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка – Земля.

Здравствуйте мои друзья.

Воспитатель. Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя. У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (Россия). А мы, живущие в ней? (Россияне). Россия страна большая, красивая:

О, Россия!

С нелегкой судьбою страна...

У меня ты, Россия,

Как сердце, одна.

Я и другу скажу,

Я скажу и врагу –

Без тебя,

Как без сердца,

Прожить не смогу...

(Ю. Друнина.)

Воспитатель: Наша Родина – большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки – символы. Что это за символы?

Дети: Флаг, герб, гимн (дети рассматривают флаг).

Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?

Дети: Из белого, синего, красного (показ флага).

Воспитатель: Что означает каждый цвет?

Дети: Белый цвет - говорит о том, что наша страна миролюбива, она ни на кого не нападает. Мир ,чистота 

Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Красный - цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.

Воспитатель. Флаг, герб и гимн — это символы каждого государства. Но у России есть еще один символ, очень красивый и нежный.

А вы послушайте загадку.

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки. (Береза.) :

 

Сегодня нас ждет много веселых приключений, игр, но все они связаны с одним деревом- деревом Береза

Отправляемся в дорогу.

Выставляется искусственное деревце березки.

Воспитатель. Мы по лесу шли, шли. Через мостик…

Дети. Перешли.

Воспитатель. К березе…

Дети. Подошли!

Воспитатель. Вокруг березы…

Дети. Обошли.

Воспитатель. За березу…

Дети. Зашли.

Воспитатель. Из-за березы…

Дети. Вышли.

Воспитатель. Давайте рассмотрим ее и назовем части дерева.

Дети называют части березы, цвет ствола, листьев.

 

Ребята березка  приготовила  конверты -задания

Посмотрите, ребята, на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны правильно  выполнить

(Воспитатель снимает конверт с первым заданием)

Воспитатель: Расскажите о красоте русской берёзы. (ответы детей) 

Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка.

       Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает  даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.  Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.  

Посмотрите, ребята, на эти картины художников. С какой любовью на картине изображена красавица – березка. За свою красоту береза стала символом России.

Ребенок: На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокурая березка —

Символ Родины моей.

Воспитатель: Русские люди водили хороводы вокруг березы. Ею можно восхищаться в любое время года.

(Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны)

Воспитатель: Зимой – на веточках лежит белый снег.

Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Как называется лес, где растут одни березы?

Дети: Березовая роща). 

Игра «Какая береза?» - дети подбирают и называют определения, чтобы точнее передать образ березки.

Береза стройная, высокая, нежная, белоствольная, тонкоствольная, ветвистая, нарядная, милая, русская, светлая, раскидистая, задумчивая, развесистая, кудрявая.

Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы?   Тогда мы  можем прикрепить веточку для березки.

(Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. В конверте лежит береста.)

Воспитатель: Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной? Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре,  она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки 

     Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту). Раньше не было электричества и избу освещали лучиной. Что такое  ЛУЧИНА?

При лучине женщины пряли шерсть на прялке, шили, а бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки.

Воспитатель: А теперь  поиграем в игру «Найди кору березы» (на разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы)

   Ребята, как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте.  

(. Воспитатель снимает конверт с третьим заданием). Народ сложил о березе много пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки, приметы, связанные с березой знаете вы?
 

1. Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.

2. Не бывать ветке толще ствола.

3. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

- А какие приметы вы знаете, которые связаны с русской красавицей (ответы детей).

1. Иней на берёзах – к морозу.

2. Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

3. Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.

4. Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

5. Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.

 

Появляется берёза (сюрпризный момент).

Березка. Это я, березка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,

С веточками кудрявыми - зелеными косицами?

Я, береза - любимое дерево всех русских людей. Я символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, меня всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.

Я, березка, простого рода:

Мой батюшка - ясен месяц, он ночью мне светит.

Моя матушка - красное солнышко, оно летом меня греет.

Моя сестра - ранняя заря, она росой меня питает.

Игра. Давайте в «березку» поиграем!

Все становятся в круг и выбирают ведущую — девочку - «березку». Поют:

Вот березонька стоит

И на нас она глядит,

Косы в ленты заплела

Сок березовый дола,

1-2-3- ты к березоньке беги.

Дети берутся за ленты, кому не хватило ленты садится на стул.

У славян из древне считалось священным. деревом Береза.

Воспитатель:  Следующий конверт 

Ребята, вы должны рассказать о пользе березы 

Воспитатель: Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. Береза лечила и лечит  людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок.   Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим лакомится этим вкусным полезным напитком. Во время войны раненым истощенным детям давали по 150-200 г березового сока.

    Доклад    Сережки березы служат кормом для птиц. Летом из молодых веточек берёзы   готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. Люди  моют голову отваром березовых листьев. Вы знаете, что раньше из листьев березы делали зеленую краску, из почек – коричневую. Собирали деготь, из которого изготавливали дегтярное мыло

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойствах березы?  

(Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием)

-Следующий конверт «БЕРЕЗА В ВОСПОМИНАНИЯХ ЛЮДЕЙ» Презентация

Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в грозные годы войны она – воин. В истории нашей родины немало трагических страниц: одержали победу над фашистской Германии в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная береза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую березу.

 

Мы выполнили все задания про березу и поняли, за что русский народ выбрал березку символом России:

• за её красоту;

• за её нежность;

• за её белизну и свет;

• за её полезность;

• за то, что она – символ мужества и воспоминаний.

Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей. Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане.

Итог.

Воспитатель: Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь. Я думаю, мы сегодня убедились в том, что береза   красивое целебное дерево. Поэтому мы должны беречь и заботится о ней.

    Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете?

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

1.Организационный момент."Здравствуй небо голубое!"

2.Вводная беседа "Символы России"

3.Практическая часть."Конверты -задания на тему"

4.Заключительная беседа.Рефлексия.

Цели

Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней

Задачи:

Образовательные.

1.Продолжать формировать у детей образ Родины, представление о России.
2.Расширить представления детей о березе как символе нашей Родины,  частях березы, ее целебных свойствах, пополнить словарный запас детей словами береста, чечевички, деготь и др.

 Развивающие.

1. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать,

исследовать, получать новые знания.

2. Развивать внимание, мышление, память, речь детей.

Воспитательные.

1. Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине.

2. Воспитывать у детей интерес к своей стране.

Ожидаемые результаты

Предполагаемый результат:

сформированное представление у детей: о берёзе, как символе России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности; о бережном отношение к природе.

Длительность

30 минут

Материально-техническая база

Макет дерева берёза, картины о природе русских художников,   дидактические игры «От какого дерева кора?», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, мяч, конверты с заданием, презентация, ленточки, костюм – березка.