Ход мероприятия
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это праздник победы человеческого разума, преодолевшего земное притяжение. Для нас стало обыденным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать «что тут особенного»?
Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. 12 апреля 1961 года началась новая эра – эра освоения космоса: впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.
В день весенний, день апрельский,
Много лет тому назад,
Мчалась в космосе ракета
Завораживая взгляд.
Новость слышала планета:
«Русский парень полетел!»,
И героем-космонавтом
Каждый мальчик стать хотел.
Только первым быть непросто -
Очень сложно первым стать.
Надо вырасти достойным,
Всё уметь и много знать.
Но когда-нибудь ты тоже
Можешь к звёздам полететь.
Ты, дружок, всего добьешься,
Надо только захотеть.
Сегодня в преддверии Дня космонавтики мы с вами проводим интеллектуально-познавательную игру «Мы и космос». Сейчас вы станете свидетелями работы Центра подготовки космонавтов. И пусть сегодня мы с вами просто играем, но ведь, возможно, наши сегодняшние «космонавты» через несколько лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.
Классы делятся на две команды.
Докладывают:
Экипаж корабля «Союз» к космическому рейсу готов. Командир экипажа…
Экипаж корабля «Восток» к космическому рейсу готов. Командир экипажа…
Ребята, сегодня очень многое будет зависеть от вашей предварительной подготовки, организованности, внимания, быстроты реакции к командам. Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним.
На протяжении всего полета за работой наших космонавтов будет наблюдать и оценивать их успехи Центр управления полетами.
(представление жюри).
Объяснение правил игры
Экипажи кораблей уже прошли обучение в Центре подготовки космонавтов, и сегодня у них выпускные экзамены. Экипажи проходят последнюю проверку на Земле.
Программа проверки готовности экипажей состоит из 5 этапов. Каждый этап соответствует той или иной области знаний, которые могут пригодиться в полете. По результатам проверки будет сделан вывод о том, какой корабль первым отправиться покорять просторы Вселенной.
Итак, начинаем выпускной экзамен!
1. «Космолингвистика»
Экипажам в далеком космосе могут встретиться другие цивилизации, и они должны уметь находить с ними общий язык. А для этого надо иметь хорошие лингвистические способности.
Задание: за 3 минуты (пока играет музыка) экипажи должны составить как можно больше новых слов из слова «космонавтика», предоставить свои отчеты в Центр управления полетами. Выигрывает экипаж, составивший больше слов.
(Звучит фоновая музыка «Гостья из будущего», пока дети работают)
2. «История космонавтики»
Чтобы космонавтом стать, надо много – много знать. Без знания истории возникновения космонавтики невозможно двигаться дальше. Проверим, насколько хорошо наши будущие космонавты знают, как все начиналось.
Задание: за 3 минуты (пока играет музыка) ответить на 10 вопросов из истории космонавтики, выбрав один правильный ответ из четырех возможных. Побеждает космический экипаж, набравший наибольшее количество правильных ответов.
1. Что означает слово «астрономия»?
а) наука об астрах
б) наука о звездных законах
в) наука о кораблевождении
г) наука, изучающая Солнце
1. Какого российского учёного называют основоположником современной космонавтики?
а) Леонов
б) Гагарин
в) Королев
г) Циолковский
1. Когда был запущен первый космический спутник Земли?
а) 4 октября 1957 года
б) 18 марта 1965 года
в) 12 апреля 1961 года
г) 21 июля 1969 года
1. Какого советского учёного называют «пионером» освоения космоса?
а) Леонов
б) Гагарин
в) Королев
г) Циолковский
1. Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта?
а) 4 октября 1957 года
б) 18 марта 1965 года
в)12 апреля 1961 года
г) 21 июля 1969 года
1. Когда и кто из космонавтов первый раз ступил на Луну?
а) 4 октября 1957 года, Герман Титов
б) 18 марта 1965 года, Алексей Леонов
в) 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин
г) 21 июля 1969 года, Нил Армстронг
1. Как называлась российская орбитальная космическая станция, которая была затоплена в 2001 году?
а) Буран
б) Мир
в) Восток
г) Союз
1. Как назывался корабль который доставил первого человека в космос?
а) Союз
б) Восток
в) Апполон
г) Буран
1. Как назывался первый советский многоразовый космический корабль?
а) Союз
б) Восток
в) Апполон
г) Буран
10) Когда и кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?
а) 4 октября 1957 года, Герман Титов
б) 18 марта 1965 года, Алексей Леонов
в) 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин
г) 21 июля 1969 года, Нил Армстронг
3. «Планеты Солнечной системы»
Константин Эдуардович Циолковский писал: «Земля есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Вы не задумывались, как возникла Земля? По одной из гипотез Земля и другие планеты произошли в результате катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета. Из раскаленного вещества Солнца отделились спутники, которые, постепенно остывая, стали планетами.
Сколько планет в нашей Солнечной системе? (8)
До 2006 года считалось, что 9, но 24 августа 2006 года Международный астрономический союз вывел одну планету из общего состава и объявил ее карликовой планетой.
Настоящий космонавт должен знать все планеты своей Солнечной системы и уметь узнавать их по малейшим признакам.
Задание: каждому экипажу будет предложено 2 вопроса. Каждый вопрос состоит из 4 высказываний о некоторой планете. Если вы узнаёте планету с первого высказывания, вам начисляется 4 балла, если со второго - 3 и т.д. Экипажи отвечают по очереди.
Меркурий
4б) Атмосфера на планете практически отсутствует. Дневная температура достигает почти 500°, а ночью поверхность охлаждается до -180°.
3б) Фотографии планеты получены в 1974 году американской межпланетной станцией «Маринер-10»
2б) Темные области планеты названы пустынями, им даны имена героев древней мифологии, связанных с мифами о Гермесе (его имя по римской мифологии и есть название планеты)
1б) Наименьшая из планет земной группы, самая близкая к Солнцу планета.
Марс
4б) На планете находится самая высокая гора в Солнечной система – гора Олимп высотою 27 км
3б) Атмосфера на планете присутствует, но сильно разрежена; в ней часто возникают ветры и даже ураганы.
2б) Американские станции «Викинг - 1» и «Викинг - 2» взяли пробы грунта плантеы; исследования показали, что жизнь на планете отсутствует.
1б) С Земли планета видна звездой красноватого цвета, названа в честь бога войны по римской мифологии.
Сатурн
4б) Планета очень быстро вращается вокруг своей оси с периодом 10часов 15 минут.
3б) Газовая планета – гигант, не имеет твердой поверхности; за счет горячего ядра поддерживает на поверхности температуру -170°
2б) Вокруг планеты движутся 15 спутников, самый крупный из которых Титан – чуть меньше Меркурия.
1б) Вокруг планеты вращается 7 колец из множества отдельных частиц от нескольких сантиметров до 1 – 2 метров в диаметре
Венера
4б) Атмосфера планеты состоит в основном из углекислого газа; поверхность и нижние слои атмосферы постоянно нагреты до температуры 480°.
3б) По размерам и массе планета сходна с Землей, но вращается вокруг своей оси не против часовой стрелки (как Земля и другие планеты), а по часовой стрелке
2б) Ее можно увидеть невооруженным глазом даже при дневном свете.
1б) Вторая планета Солнечной системы, названа в честь древнеримской богини любви
4. «Звездный атлас»
Настоящие космонавты хорошо знают звездное небо. Очень давно наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звезд в созвездия и дали им различные наименования. Например, в средних широтах всегда доступны наблюдению Большая и Малая Медведицы, Кассиопея и Дракон. В 1922 году на Международном астрономическом съезде навели порядок в небесном хозяйстве, уточнили границы и названия созвездий. На сегодня их 88.
Задание: найти за 3 минуты (пока играет музыка) как можно больше названий созведий, спрятанных в таблице. Слова могут ломаться, но не могут пересекаться.
5. «Он сказал «Поехали!»
(Запись ТАСС о полете человека в космос)
Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии имен одни из самых ярких - имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева и имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывные – «Я – Кедр» – узнала вся Земля. Хоть и совершил он лишь один виток вокруг Земли и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало - начало выходов человека в открытый космос, начало эры международных космических станций, начало полетов на Луну, к Марсу и Венере.
Задание: А теперь задание для экипажей. Мы проверим, как хорошо вы изучили биографию Юрия Гагарина? Кто даст больше ответов?
Вопросы викторины:
1. Назовите дату рождения Юрия Алексеевича Гагарина. (9 марта 1934 года)
2. Ю. А. Гагарин родом из деревни. Какой? (Клушино Гжатского района Смоленской области)
3. На каком самолете совершил свой первый полет Ю. А. Гагарин? (Як-18)
4. На каком корабле совершил свой полет в космос Ю. А. Гагарин? («Восток-1»)
5. Какое учебное заведение окончил Гагарин, чтобы стать летчиком? (окончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского)
6. Мало кто знает, что Юрий Гагарин помимо профессии летчика и космонавта имеет и гражданскую профессию. Назовите ее. (Формовщик-литейщик)
7. В каком воинском звании находился Гагарин во время первого полета в космос? (старший лейтенант)
8. В каком звании Юрий Гагарин совершил посадку 12 апреля 1961 года? (В звании майора)
9. Сколько длился полет Гагарина? (108 минут)
10. Назовите позывной первого космонавта. («Кедр»)
11. Претенденты на первый полет в космос не были лучшими летчиками. Юрий Гагарин, например, числился летчиком 3-го класса. Гораздо важнее были отличное здоровье, возраст (не старше 30 лет), психологическая устойчивость, а также вес (до 72 кг) и рост (не выше 170 см) – только невысокий и худощавый космонавт мог поместиться в кабину «Востока». Какой рост был у Гагарина. (Рост Ю. А. Гагарина был 165 см, а иногда приводится и другое значение – 157 см)
12. Летая на истребителях и других самолетах, Гагарин частенько брал с собой в полет подушку. С какой целью? (Ю. А. Гагарин подкладывал подушку на сиденье, чтобы в самолетах видеть взлетно-посадочную полосу, так как был невысокого роста)
13. Назовите любимый вид спорта Юрия Гагарина, о котором упоминается в одной из песен Александры Пахмутовой, посвященной первому космонавту. (Хоккей из песни «Знаете, каким он парнем был! Как на лед он с клюшкой выходил…»)
14. На каком музыкальном инструменте играл Гагарин? (На трубе, гармони, баяне)
15. Исторический факт. На одном официальном приеме за рубежом Гагарин увидел такое количество столовых приборов, что сначала растерялся, а потом честно признался, что не умеет ими пользоваться. «Сама их путаю! – ответила высокая особа. – Давайте есть, как каждому из нас удобно!» С кем обедал Гагарин? (С королевой Англии Елизаветой II)
16. Одну из памятных монет советского периода, где Юрий Гагарин изображен в форме капитана, можно назвать казусной. В чем же казус? (Ю. А. Гагарин звание капитана никогда не имел)
17. Юрий Алексеевич Гагарин погиб 27 марта 1968 года во Владимирской области. Около какого города и деревни это произошло? (Около города Киржача у деревни Новоселово)
18. Как назывался самолет, на котором разбился Ю. А. Гагарин? (Миг – 15 УТИ)
19. В Звездном городке установлен, пожалуй, самый романтичный памятник Юрию Гагарину. Одна рука космонавта спрятана за спину. Что он в ней держит? (Огромную каменную ромашку)
20. В каком году в целях увековечения памяти Ю.А. Гагарина Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал город Гжатск Смоленской области в город Гагарин. (В 1968 году)
Итог мероприятия
Программу предполетной подготовки наши космонавты выполнили полностью.
А теперь все внимание на центр управления полетами, который проделал ответственную и сложную работу.
(слово предоставляется жюри)
План
1. Приветствие
2. Конкурс "Космолингвистика"
3. Конкурс "История космонавтики"
4. Конкурс "Планеты Солнечной системы"
5. Конкурс "Звездный атлас"
6. Конкурс "Он сказал "Поехали"
7. Подведение итогов
Цели
Стимулировать расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса;
Развивать интерес к космонавтике как науке, эрудицию, интеллект, умение логически рассуждать;
Научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории;
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;
Формировать качества активного гражданина
Ожидаемые результаты
Имеют первоначальные знания о строении космоса; знают об освоении космоса; умеют делать выводы, быстро давать ответ на вопрос; высказывают свои мысли; договариваются о выполнении коллективной работы.
Условия
Заявки подаются через АИС "Навигатор"
Контактные лица
Князева Елена Алексеевна, педагог-организатор, тел:89145230695, knyazevalenysya@mail.ru
Длительность
Стоимость
бесплатно
Материально-техническая база
Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, доска.