Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашей игровой программе «Веселый космодром», посвященной Дню космонавтики!
Несколько десятилетий назад почти все мальчишки и девчонки в нашей стране на вопрос кем они хотят стать, когда вырастут, отвечали одинаково «Космонавтом!». Наверное, и сейчас среди вас есть ребята, которые мечтают о космосе.
С давних времён люди смотрели на небо и звёзды, гадали, что же это такое и где они находятся. Первые представления людей о земле и космосе были очень примитивными. Например, люди считали, что Земля плоская и покоится на трёх гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом с множеством сверкающих звёзд. С тех пор прошло много лет, и даже дошкольники сейчас знают, что земля – круглая, и что она вертится вокруг звезды по имени Солнце. И что таких звёзд в галактике несметное количество, да и самих галактик тоже.
Люди всегда мечтали долететь до звёзд, но это стало возможным лишь совсем недавно – в 20 веке. Основателями космонавтики являются Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник, потому что 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.
Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия двух экипажей. И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние "космонавты" через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли. На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий. Готовы?
Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие. Во время игры мы выясним, чей экипаж лучше знает историю покорения космос. Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам. Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним. Итак, к полёту готовы 2 экипажа, члены, которых должны перед полётом пройти последнюю проверку на Земле.
1 конкурс «Предполетная подготовка».
Ведущий: Давайте проверим вашу физическую подготовку: по 1 члену экипажа крутятся 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идут вдоль прямой. Задача игроков пройти ровно.
Ведущий: А теперь теоретическая подготовка: вопросы задаются по очереди экипажам:
Назовите имя первого космонавта Земли? (Ю. Гагарин)
Как вы думаете, Луна — это звезда или планета? (Планета)
Как называется прибор, с помощью которого можно наблюдать за звездами? (Телескоп)
Как называется костюм космонавта? (Скафандр )
Как называется книга Носова о космических приключениях Незнайки? («Незнайка на Луне»)
Почему астронавты в космическом корабле не могут передвигаться на ногах, как по земле? (Из-за невесомости)
Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (ковёр - самолёт)
Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (тарелка)
Летательный аппарат на котором летала Баба - Яга. (ступа)
Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).
Сколько планет в Солнечной системе? (9 планет). (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон)
Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты? Где он находится? (Байконур, Казахстан)
Назовите русских женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)
Как звали собак которые первыми вернулись из космоса? (Белка, Стрелка)
Может ли звезда упасть? (Нет)
Какие падающие тела мы называем «падающими звездами» (Метеориты)
2 конкурс «Невесомость»
Ведущий: Ребята, кто скажет, почему космонавты в космосе не могут ходить как мы по земле, а парят в воздухе?
Дети: им мешает невесомость.
Ведущий: Правильно. Наша планета притягивает к себе все предметы: людей, животных, камни и т. д. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, а если бросим мяч, то он возвращается на землю. А когда космический корабль уходит далеко от Земли, то она уже не притягивает, и космонавты находятся в невесомости, т. е. плавают, летают... Вот и следующий наш конкурс — это испытание на невесомость. Для конкурса нужно 6 ребят. Каждый из вас получает по 1 воздушному шарику. Ваша задача подкинуть вверх воздушный шарик, в каждом из которых лежат буковки (С, А, Т, У, Р, Н), и пока он находится в невесомости, в воздухе, вы должны рассмотреть, какие буква внутри него находится. Как только вы увидели букву, вы должны подбежать к доске, написать её. А затем составить из них слово – название планеты.
3 конкурс «Шифровальщик»
Ведущий: Чтобы отправиться в полет, космонавт проходит множество испытаний. И одно из них, это умение разгадывать шифр. Сейчас перед вами таблица с цифрами. Каждая буква соответствует определенной букве алфавита. Вам необходимо разгадать предложение по цифрам. В уме просчитать буквы и разгадать зашифрованное послание. Итак, внимание, поехали! Зашифрованные телеграммы:
3, 15,10, 14, 1, 15, 10, 6 Внимание
17, 16, 19, 1, 5, 12, 1 Посадка
15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1 Невозможна
31, 17, 10, 5, 6, 14,10, 33 Эпидемия
19, 17, 1, 19, 1, 11, 20, 6, 19, 30 Спасайтесь
Ведущий: Молодцы, ребята, ответ получен. Зашифрованным предложением получилось «Внимание! Посадка невозможна, эпидемия, спасайтесь!».
4 конкурс «Скафандр»
Ведущий: Испытание на невесомость мы прошли. Разгадывать зашифрованные слова получилось. А это значит, что мы можем отправиться в космос и примерить на себя костюм космонавта. Скажите, ребята, как он называется? Да, без скафандра в открытый космос нам нельзя. Поэтому предлагаю соорудить его самим. Для этого я приглашаю по 3 игрока от каждого экипажа. Вам дается фольга и скотч. 1 игрок станет космонавтом, а двое других будут помощниками. Ваша задача обмотать фольгой космонавта и прикрепить это скотчем. У кого получится лучше, тот и побеждает.
Надежность костюма проверим, сделав несколько шагов в невесомости (ребята в «скафандрах» делают несколько шагов).
5 конкурс «Инопланетяне»
Ведущий: Теперь у нас есть скафандры. Давайте запечатлеем этот момент. (Фото на память). И мы смело можем отправиться в космос. Кстати, первым человеком, который побывал в открытом космосе, был Алексей Леонов. Выход Леонова в открытый космос осуществлялся с борта опытного корабля "Восход-2". Экипаж корабля состоял уже из двух человек. Командир аппарата был Павел Беляев, а пилотом назначили Алексея Леонова. Специально только для данной миссии был сделан скафандр "Беркут".
В солнечной системе мы можем повстречаться с неземными существами. И нам нужно быть готовыми к этой встрече. Давайте попробуем с ними подружиться. Итак, следующий конкурс «Инопланетяне». Приглашаю 2 команды по 6 человек. Каждому игроку нужно для начала нарядиться инопланетянами: надеть тарелку на 1 ухо, другую – на другое, а сверху положить третью тарелку. На руки и ноги надеть специальные перчатки и без помощи рук с тарелкой на голове добегаете до ориентира, так, чтобы ничего не упало, также возвращаетесь обратно и передаете эстафету следующему игроку. Какой экипаж первый справится с заданием, тот и побеждает.
6 конкурс «Обед космонавта»
Ведущий: У космонавтов очень долгий и сложный полет. И им обязательно захочется перекусить. Пищу, они берут с собой. Но ложки и вилки им не нужны, потому что пища запаяна в тубы, из которых они выдавливают её прямо в рот.
Для очень вкусного конкурса прошу выйти от каждого экипажа по 2 человека. Каждому из участников дается пюре «Фрутоняня». Нужно как можно быстрее его съесть. Кто первым съест, не оставив ни грамма еды, тот и побеждает.
8 конкурс «Космическая театруля» (экспромт-театр).
Ведущий распределяет роли и читает текст, а учащиеся изображают то, о чём слышат.
«Представьте себе, что вам предстоит полёт в космос. Для этого нужно сделать особую космическую гимнастику. Вы поднимаете руки вверх, делаете вдох, потом выдох. А теперь – приседания: раз – два, сели, встали. Отлично! Пробежка на месте, побежали! Быстрее…. Ещё быстрее…. Совсем быстро! Стоп! Раздаётся громкий сигнал: вам пора на КОСМОДРОМ. Медленно, с трудом надеваете на себя скафандр, застёгиваете множество кнопок, молний и пуговиц. На голову надеваете большой прозрачный шлем и неторопливо идёте к ракете. В одной руке у вас специальный космический чемоданчик, в другой – очень тяжёлый баллон со сжатым воздухом. Открываете люк в ракете, проходите внутрь, включаете пульт управления: много разных кнопок. Ракета начинает гудеть. Вы садитесь в своё космическое кресло. Начинается предстартовый отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Ракета с грохотом взлетает…Вы в невесомости. Подплываете к иллюминатору и смотрите вдаль. Мимо пролетают метеориты. Вы видите созвездия. Вот идёт Большая медведица. Скачут гончие псы. Раскачивается созвездие Весов. Стрелец натягивает тетиву лука и стреляет в вашу ракету! Ракета задрожала. Вы падаете на пол. Выключается свет. На ощупь пробираетесь к выходу, открываете люк. Оказывается, что вы приземлились на неизвестную планету.
Ведущий: Молодцы, ребята! Центр управления полётом готов подвести окончательные итоги и выдать допуск к полёту.
Жюри подводит итоги. Награждает.
Ведущий: Ну вот наша игровая программа «Весёлый космодром» подошла к концу и завершить её мне бы хотелось словами первого лётчика-космонавта Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать её». Давайте будем выполнять этот завет. До новых встреч!
План
1.Приветствие ведущего.
2.Конкурсы:
«Предполетная подготовка».
«Невесомость»
«Шифровальщик»
«Скафандр»
«Инопланетяне»
«Обед космонавта»
«Космическая театруля» (экспромт-театр).
3. Итоги игры.
4.Награждение
Цели
Цели: создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся посредством воздействия на их информационное пространство.
Задачи: - стимулировать расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса;
-развивать интерес к космонавтике как науке, эрудицию, интеллект, умение логически рассуждать;
-научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории;
-воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;
-формировать качества активного гражданина.
Ожидаемые результаты
Учащиеся расширят свои знания о космосе и об истории российской космонавтики. Повысится интерес, чувства гордости и уважения к российской космонавтике. Разовьется дух здорового соперничества и дружелюбной состязательности.
Условия
Заявки подаются через АИС "Навигатор"
Контактные лица
Аршинская Татьяна Васильевна, телефон 89243811077, электронная почта tanya28.12.64@ mail.ru
Длительность
Материально-техническая база
Аудио колонки, компьютер, интерактивная доска, воздушные шары, буквы, фольга и скотч, пюре «Фруто няня".