Экологическая викторина "Знатоки природы"

В. День необычный сегодня у нас мы искренне рады приветствовать вас!

Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего
поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.

В. Чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому дорогие ребята, гости, приглашаем вас сегодня на викторину «Знатоки природы»,

Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками. Мы должны сделать все, чтобы не допустить исчезновения ни одного вида растений и животных.

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг ?
Небо светло-голубое ,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле ,речка и трава,
Горы,воздух и листва,
Птицы,звери и леса ,
Гром ,туманы и роса ,
Человек и время года-
Это всё вокруг…… ПРИРОДА!

В. Итак, в викторине примут участие две команды. Это команды «Лесной патруль» и «Друзья природы» Каждый ответ будет оценивать жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри………….

1 конкурс «Представление команд» (название, девиз команды)

В. А теперь - представления команд. Приветствуем команду «Лесной патруль» (капитан)

Девиз: Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!

В. Приветствуйте, команда «Друзья природы» (капитан)

Девиз: Знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!

2 конкурс «Разминка» (блиц-опрос)

В. Вопросы задаются каждому участнику команды, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри. Слушаем внимательно.

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает ёж зимой? (спит)

3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

4. Сколько ног у паука? (восемь)

5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

12. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

13. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

14. Что такое зеленый покров земли? (трава)

15. Кувшинка растет в лесу? (нет)

16. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

17. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (Подорожник)

18. В этой ягоде много витамина С. А куст, на котором она растет, колючий. (Шиповник)

19. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные).

20. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (Ромашка)

21. Камень относится к живой природе? (нет)

22. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)

23. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)

24. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

25. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

26. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

27. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)

28. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)

29. Ворона, скворец, воробей, ласточка – это? (птицы)

30. У какого дерева белый ствол? (береза)

В. С заданием справились, молодцы! Ребята, чтобы быть настоящими знатоками природы, нужно знать правила поведения в природе. Следующий конкурс называется…

3 конкурс «Как вести себя в природе» (ситуации для каждой команды)

1-ситуация.  Для команды…..

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

-Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

-А в нем яичко.

-Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

-Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

В. Правильно ли девочки поступили?

Дети. (ответы детей) Нет неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2- ситуация.

Две сестренки гуляли по лесу.

-Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

-Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

-Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

В. Правильно ли поступили девочки?

Дети. (ответы детей) Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

1 ситуация. Для команды….

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

В.  Правильно поступил мальчик?

Дети. (ответы детей) Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могу погибнуть.

2-я ситуация
После дождя дети пошли гулять во двор.
— Посмотри, сколько червяков!
— Давай соберем их и девчонок испугаем!
— Пойдем посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
В. Правильно ли поступили ребята?
Дети. (ответы детей) Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

В. А сейчас переходим к следующему конкурсу, я вам буду говорить слова, а вы мне должны будете подобрать противоположные слова.

4. Конкурс «Подбери слово»

1. Лес может быть густым , а может быть и…( редким)
2. Волк- зверь большой, а ёжик…(маленький)
3. Лось могучий, т.е. ( какой?) (большой, огромный, крупный, великий)
4. Весна бывает ранняя, а бывает и ….( поздняя)
5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ….( горькие)
6. Январь год начинает, а декабрь …( его заканчивает)
7. Декабрь год заканчивает, а зиму…( начинает)

8. Морозная зима, а лето(жаркое)

9.  Окунь-это рыба, а жаворонок это (птица)

В. Прекрасно сыграла команда «…..». Надеюсь, что их соперники так же сильны.

10. Зима-холодная, а лето (жаркое)

11. Заяц-дикое животное, а кролик..(домашнее)

12. Береза лиственное дерево, а сосна (хвойное)

13 Опенок-съедобный гриб, а мухомор (ядовитый)

14. Море –соленое,а река (пресная)

15. Клубника крупная, а малина ...(мелкая)
16. У волка хвост длинный, а у медведя (маленький)
17. Заяц травоядное животное, а лиса (хищное)
18. Длинный день, а ночь (короткая)
Муз.пауза

5 Конкурс «Найди родственников среди животных»

Каждой команде выдается конверт с изображениями животных диких и домашних. Игрокам нужно разложить картинки по парам: «дикое - домашнее» и объяснить свой выбор.

Кабан – свинья;

Корова – бизон;

Кролик – заяц;

Собака – волк;

Кошка – Лев;

Коза – горный козел;

Овца – дикий баран;

Лошадь – зебра  и.т.п.

Дети. Среди диких животных можно найти сородичей домашних, потому что когда – то они произошли от одного вида.

В. Вот мы и добрались до следующего конкурса. Ребята, вам предстоит угадать по описанию предмет(    ) , который спрятан в этой коробочке. Если вы дадите правильный ответ, коробка откроется.

6 конкурс «Угадайте по описанию».

 1.

- “Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.

- “У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

2.

- “Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.

- У этого животного много имен, прозвищ, даже по имени отчеству его величают. И все потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое. Летом пугает людей, которые приходят за малиной, потому что сам ее очень любит. Кто это? Ответ: медведь.

7. Конкурс «Угадай от кого объявление»

- Мы получили лесную газету. (Сорока принесла нам …..) Но почему- то животные забыли под ней подписаться, ваша задача догадаться от кого объявление.

1. Тому, кто найдёт мой хвост,

Оставьте его себе на память.

Я успешно выращу новый. (Ящерица)

2. Прошу разбудить меня весной.

Приходить лучше с мёдом. (Медведь)

3. Из птенцов за короткое время

Сделаю птиц высокого полёта.

Прошу учесть, что занятия

Провожу ночью. (Сова)

4. Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье.

Высиживайте моих птенцов.

Материнских чувств не испытывала и испытывать не буду.

Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка).

8. конкурс предлагаю командам отправиться в путешествие по нашей планете Земля. (глобус)

-Какие цвета преобладают на нашей планете? (Голубой, зелёный, жёлтый, коричневый)

- Больше всего на планете голубого цвета - так изображена Вода.

 - А еще на планете есть коричневый, зелёный, жёлтый цвета – это Суша (пустыни, леса, горы)

В. Многие животные приспособились к водной среде и населили моря, реки, озера, а другие привыкли обходиться почти без воды и стали жителями суши.

-На общем столе приготовлены карточки с изображением животных.

-Участнику команды необходимо определить какие животные живут в воде, какие на суше. Каждый участник берёт одну карточку и несёт на своё поле. (Команда « …..» - расселяет животных на суше, а команда «….» - на воде.)

Подведение итогов. Давайте будем помнить, что наша планета – это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то травинка, букашка или зверь. Будьте добры друг другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Дорогие, ребята наша викторина подошла к концу. Вы показали хорошие знания в викторине «Знатоки природы». Сегодня мы принимаем вас в юные экологи, а это защитники природы, дети, которые любят природу, охраняют ее, берегут и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе

В. Вот и наступил торжественный момент. Дорогие ребята, сегодня мы принимаем в ряды юных экологов. И вручаем вам дипломы

Ребята, сегодня мы принимаем торжественное клятву юного эколога «Служить природе и оберегать ее родные просторы»

Слушайте все:

Я, юный эколог города Борзя, обращаюсь к тебе, планета Земля!

- Куда бы я не заехал, где бы не поселился, всюду буду защищать и исследовать природу.

«Клянусь» (Все: «Клянусь»)

- Никогда не пройду мимо сломанного дерева, слабого, брошенного животного, не оказав ему помощь:

«Клянусь» (Все: Клянусь «»)

- Никогда не разорю гнездо, муравейники, или нору, не убью лягушку, не раздавлю ящерицу:

« Клянусь (Все: «Клянусь»)

- Я, обещаю тебе, планета, охранять, оберегать, приумножать все, что создано природой:

«Клянусь» (Все: Клянусь «»)

- Личным примером привлекать в ряды экологов всех, кто любит родную природу, кто неравнодушен к каждому сорванному цветку, сломанному дереву. Быть верным нашему экологическому союзу!

«Клянусь» (Все: «Клянусь!)

 У вас хорошее настроение? А сейчас для наших гостей мы подарим кусочек нашего хорошего настроения. (танец)

План

1. Приветствие

2. Вводное слово ведущего

3. Викторина:

конкурс «Представление команд» (название, девиз команды)

конкурс «Разминка» (блиц-опрос)

конкурс «Как вести себя в природе» (ситуации для каждой команды)

конкурс «Подбери слово»

Музыкальная пауза

конкурс «Найди родственников среди животных»

конкурс «Угадайте по описанию».

конкурс «Угадай от кого объявление»

Путешествие по нашей планете Земля. 

4. Подведение итогов

5. Танец

 

Цели

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

1.      Образовательные:

- Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире

- Закреплять правила поведения в природе.

      2.  Развивающие:

- Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление

      3.  Воспитательные:

- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Ожидаемые результаты

Учащиеся проявляют интерес к экологическим проблемам окружающего мира, умеют сотрудничать в команде, распределять роли, знают правила поведения на природе.

Условия

Заявки подаются через АИС "Навигатор".

Контактные лица

Стрельчук Наталья Витальевна, учитель химии, 89144550211

Котлярова Наталья Владимировна, учитель биологии, 89242784844

Длительность

1 час

Стоимость

Бесплатно

Материально-техническая база

Оборудование центра "Точка роста".