«Колебательное движение»

Колебания - один из самых распространенных процессов в природе и технике.

Приведите примеры колебаний.

Колеблются высотные здания и высоковольтные провода под действием ветра, маятник заведенных часов и автомобиль на рессорах во время движения, уровень реки в течение года и температура человеческого тела при болезни.

Звук - это колебания плотности и давления воздуха, радиоволны - периодические изменения напряженностей электрического и магнитного полей, видимый свет - тоже электромагнитные колебания, только с несколько иными длиной волны и частотой. Землетрясения - колебания почвы, приливы и отливы - изменение уровня морей и океанов, вызываемое притяжением Луны и достигающее в некоторых местностях 18 метров, биение пульса - периодические сокращения сердечной мышцы человека и т.д.

Смена бодрствования и сна, труда и отдыха, зимы и лета...
Даже наше каждодневное хождение на работу и возвращение домой попадает под определение колебаний, которые трактуются как процессы, точно или приближенно повторяющиеся через равные промежутки времени (повторяющееся движение по одной и той же траектории).

Колебания играют огромную роль в жизни человека. Без знания законов колебаний нельзя было создать радио, телевидение, многие современные устройства и машины.

Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда.

Амплитуда.

Давайте обсудим количественные характеристики колебаний. Начнем с самой очевидной характеристики, с амплитуды. Амплитуда обозначается большой буквой « А» и измеряется в метрах.

Определение: амплитудой называют максимальное смещение от положения равновесия.

А – амплитуда – [м]

Период

Следующая характеристика, к которой мы переходим, называется период колебаний.

Определение: периодом колебаний называется промежуток времени, в течение которого совершается одно полное колебание.

Обратите внимание, что величина «период» обозначается большой буквой «Т», определяется она следующим образом:  - период [c].

Период измеряется в секундах. Здесь еще хотелось бы добавить одну интересную вещь.

Заключается она в том, что, чем больше мы берем колебаний, число колебаний за большее время, тем точнее мы определим период колебаний.

Частота

Следующая величина – это частота.

 Определение: число колебаний, совершенных за единицу времени, называют частотой колебаний.

 - частота – [c-1] Þ [Гц]

Обозначается частота греческой буквой, которая читается как «ню». Мы определяем частоту, сколько колебаний произошло за единицу времени. Частота измеряется величиной [c-1], или  . Эту единицу называют герц в честь немецкого физика Генриха Герца.

Посмотрите, не случайно мы расположили две величины – период и частоту – рядом.

Если вы посмотрите на эти величины, вы увидите, как они между собой связаны:   - период [c].   - частота – [c-1] Þ [Гц]

Период и частота связанные, через число колебаний и время, в течение которых это колебание совершается. Для каждой колебательной системы частота и период есть величины постоянные. Связь между этими величинами довольно проста:  .

Фаза колебаний

В заключение рассмотрим еще одну характеристику колебаний – фазу. О том, что такое фаза, более подробно мы будем говорить в старших классах. Сегодня мы должны  рассмотреть, с чем можно эту характеристику сравнить, сопоставить и как ее для себя определить. Удобнее всего фазу колебаний сопоставить со скоростью движения маятника.

Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.

План

Вступительное слово: 5 минут

Объяснение правил при работе в кабинете и с опытами: 5 минут

Объяснение опытов  и подготовка оборудования: 5 минут

Проведение опытов учащимися: 15 минут

Выводы по опытам: 5 минут

Ответы на вопросы: 5 минут

Уборка рабочего места: 5 минут

Цели

Цель урока:

Образовательная:

познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой;

формировать умение наблюдать и анализировать физические явления;

Развивающая:

развивать логическое мышление;

развитие умений аргументировать свой ответ;

Воспитательная:

формировать умение работать в парах, вести диалог друг с другом.

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты

Предметные:

- способствовать формированию умений исследования;

- объяснять физические процессы, происходящие;

- проводить опыты по наблюдению физических явлений;

- формировать навыки работы с физическим оборудованием.

Метапредметные

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять итоговый контроль;

- оценивать результаты деятельности;

- оценивать уровень владения учебным действием;

- формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

- формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия явлений;

- формировать умения строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- проводить анализ и сравнение данных;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Коммуникативные:

- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах;

- формировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

- формировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;

- желание решать проблему, используя приобретённые знания;

- осознание собственных достижений при усвоении учебной цели;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы.

Условия

особых условий нет, за один день подать заявку

Контактные лица

Макарова Инна Анатольевна, 89143542945

Длительность

45 минут

Стоимость

бесплатно

Материально-техническая база

компьютер, оборудование кабинета физики  и центра "Точка роста"