Колебания - один из самых распространенных процессов в природе и технике.
Приведите примеры колебаний.
Колеблются высотные здания и высоковольтные провода под действием ветра, маятник заведенных часов и автомобиль на рессорах во время движения, уровень реки в течение года и температура человеческого тела при болезни.
Звук - это колебания плотности и давления воздуха, радиоволны - периодические изменения напряженностей электрического и магнитного полей, видимый свет - тоже электромагнитные колебания, только с несколько иными длиной волны и частотой. Землетрясения - колебания почвы, приливы и отливы - изменение уровня морей и океанов, вызываемое притяжением Луны и достигающее в некоторых местностях 18 метров, биение пульса - периодические сокращения сердечной мышцы человека и т.д.
Смена бодрствования и сна, труда и отдыха, зимы и лета...
Даже наше каждодневное хождение на работу и возвращение домой попадает под определение колебаний, которые трактуются как процессы, точно или приближенно повторяющиеся через равные промежутки времени (повторяющееся движение по одной и той же траектории).
Колебания играют огромную роль в жизни человека. Без знания законов колебаний нельзя было создать радио, телевидение, многие современные устройства и машины.
Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда.
Амплитуда.
Давайте обсудим количественные характеристики колебаний. Начнем с самой очевидной характеристики, с амплитуды. Амплитуда обозначается большой буквой « А» и измеряется в метрах.
Определение: амплитудой называют максимальное смещение от положения равновесия.
А – амплитуда – [м]
Период
Следующая характеристика, к которой мы переходим, называется период колебаний.
Определение: периодом колебаний называется промежуток времени, в течение которого совершается одно полное колебание.
Обратите внимание, что величина «период» обозначается большой буквой «Т», определяется она следующим образом: - период [c].
Период измеряется в секундах. Здесь еще хотелось бы добавить одну интересную вещь.
Заключается она в том, что, чем больше мы берем колебаний, число колебаний за большее время, тем точнее мы определим период колебаний.
Частота
Следующая величина – это частота.
Определение: число колебаний, совершенных за единицу времени, называют частотой колебаний.
- частота – [c-1] Þ [Гц]
Обозначается частота греческой буквой, которая читается как «ню». Мы определяем частоту, сколько колебаний произошло за единицу времени. Частота измеряется величиной [c-1], или . Эту единицу называют герц в честь немецкого физика Генриха Герца.
Посмотрите, не случайно мы расположили две величины – период и частоту – рядом.
Если вы посмотрите на эти величины, вы увидите, как они между собой связаны: - период [c]. - частота – [c-1] Þ [Гц]
Период и частота связанные, через число колебаний и время, в течение которых это колебание совершается. Для каждой колебательной системы частота и период есть величины постоянные. Связь между этими величинами довольно проста: .
Фаза колебаний
В заключение рассмотрим еще одну характеристику колебаний – фазу. О том, что такое фаза, более подробно мы будем говорить в старших классах. Сегодня мы должны рассмотреть, с чем можно эту характеристику сравнить, сопоставить и как ее для себя определить. Удобнее всего фазу колебаний сопоставить со скоростью движения маятника.
Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.
План
Вступительное слово: 5 минут
Объяснение правил при работе в кабинете и с опытами: 5 минут
Объяснение опытов и подготовка оборудования: 5 минут
Проведение опытов учащимися: 15 минут
Выводы по опытам: 5 минут
Ответы на вопросы: 5 минут
Уборка рабочего места: 5 минут
Цели
Цель урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой;
формировать умение наблюдать и анализировать физические явления;
Развивающая:
развивать логическое мышление;
развитие умений аргументировать свой ответ;
Воспитательная:
формировать умение работать в парах, вести диалог друг с другом.
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты
Предметные:
- способствовать формированию умений исследования;
- объяснять физические процессы, происходящие;
- проводить опыты по наблюдению физических явлений;
- формировать навыки работы с физическим оборудованием.
Метапредметные
Регулятивные:
- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый контроль;
- оценивать результаты деятельности;
- оценивать уровень владения учебным действием;
- формировать адекватную самооценку.
Познавательные:
- формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия явлений;
- формировать умения строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- проводить анализ и сравнение данных;
- использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Коммуникативные:
- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах;
- формировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
- формировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.
Личностные:
- проявлять интерес к изучению темы;
- желание решать проблему, используя приобретённые знания;
- осознание собственных достижений при усвоении учебной цели;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы.
Условия
особых условий нет, за один день подать заявку
Контактные лица
Макарова Инна Анатольевна, 89143542945
Длительность
Стоимость
бесплатно
Материально-техническая база
компьютер, оборудование кабинета физики и центра "Точка роста"