Внеклассное занятие в рамках проекта "Цифровой ликбез"

Слайд
Комментарий педагога


Слайд №1
Приветствую всех на уроке в рамках нового сезона проекта «Цифровой ликбез». Мы изучим основы цифровой грамотности и правила кибербезопасности в современном мире. В этом нам поможет начинающая журналистка Лина, которая проходит стажировку в компании «Карасевский».

Слайд №2
Сегодня мы подробно поговорим о том, как злоумышленники могут украсть аккаунты в различных интернет-сервисах, а также узнаем, как их защитить.
Ссылка на видеоролик:
Поднимите, пожалуйста, руки те из вас, у кого есть аккаунты в мессенджерах, играх или социальных сетях? А кто из вас сталкивался с кражей своего аккаунта?
 
Слайд №3
Давайте посмотрим видеоролик и разберемся, как же злоумышленники могут украсть ваш аккаунт.
 
Все ли было понятно в видеоролике? Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни?
 
Слайд №4
Давайте рассмотрим несколько ситуаций, которые могут повлечь за собой кражу вашего аккаунта и личных данных.
 
Слайд №5
На слайде пример: Ваш друг просит перейти по ссылке и проголосовать за него в конкурсе, который для него очень важен.

Как определить, что это сообщение от злоумышленника?
 
Слайд №6
Во-первых, обратите внимание на ссылку. Если ссылка содержит опечатки или выглядит подозрительно, это фишинговая ссылка, не переходите по ней.

Страница сайта с голосованием никогда не будет запрашивать номер телефона, банковской карты и других личных данных.

Свяжитесь с другом, от которого получили сообщение, по телефону и уточните, действительно ли он участвует в конкурсе.
 
Слайд №7
На слайде пример: Вы получили сообщение с предложением выиграть новый телефон, перейдя по ссылке.
 
Слайд №8
Это снова уловка злоумышленников. Настороженно относитесь к очень щедрым предложениям в Интернете. Например, к возможности что-то выиграть или заработать, лишь перейдя по ссылке.
 
Слайд №9
Давайте закрепим полученные знания и ответим на несколько вопросов.
 
Слайд №10
Вопрос 1. Каким должен быть пароль для разных аккаунтов? Выберите наиболее полный ответ.

А) он должен состоять из более чем 12 символов, цифр и специальных символов

Б) он должен быть уникальным и состоять из более чем 12 символов, цифр и специальных символов

В) это должен быть номер телефона, так как его легко запомнить

Г) паролем должен быть домашний адрес, так как его легко запомнить
 
Слайд №11
Правильный ответ на этот вопрос – Б (он должен быть уникальным и состоять из более чем 12 символов, цифр и специальных символов).
 
Слайд №12
Вопрос 2. Вы получили сообщение, в котором есть ссылка на незнакомый вас ресурс. Ваши действия (Выберите несколько вариантов):

А) открою ссылку, но не буду вводить никаких данных

Б) не стану ничего делать, даже если явно попросят перейти по ссылке

В) разошлю друзьям/родным, пусть сначала они попробуют

Г) удалю пользователя из книги контактов
 
Слайд №13
Правильный ответ на этот вопрос – А и Б (открою ссылку, но не буду вводить никаких данных; не стану ничего делать, даже если явно попросят перейти по ссылке).
 
Слайд №14
Вопрос 3. Вы получили сообщение о том, что выиграли в лотерею денежный приз, но нигде не принимали участие. Вас просят оплатить небольшую комиссию за обработку вашего платежа и после этого обещают перевести денежные средства на ваш счет. Ваши действия (Выберите один вариант):
А) все сделаю, как они просят

Б) разошлю друзьям, пусть они тоже поучаствуют

В) никак не стану реагировать и отвечать, так как очень похоже на мошенничество

Г) почитаю в Интернете, если не найду ничего плохого, то все переведу им деньги
 
Слайд №15
Правильный ответ на этот вопрос – В (никак не стану реагировать и отвечать, так как очень похоже на мошенничество).
 
Слайд №16
Вопрос 4. От каких сервисов злоумышленники могут украсть данные для авторизации (Выберите несколько вариантов)?

А) от мессенджеров

Б) от социальных сетей

В) от игровых сервисов

Г) от онлайн библиотеки
 
Слайд №17
Правильный ответ на этот вопрос – А, Б, В, Г.
 
Слайд №18
Вопрос 5. Где безопаснее скачивать новые приложения на телефон/планшет (Выберите несколько вариантов)?

А) на сайте разработчика

Б) на специализированных форумах

В) на сайтах производителей

Г) спрашиваю друзей, они мне присылают ссылку
 
Слайд №19
Правильный ответ на этот вопрос – А и В.
 
Слайд №20
Отлично! Итак, как же защитить аккаунты от кражи?
 
Слайд №21
·         Не верьте сообщениям, в которых вас просят сделать что-то очень быстро (например, перейти по ссылке), даже если его прислал ваш друг;

·         Свяжитесь с другом любым другим удобным способом и уточните, не взломали ли его;

·         Не верьте очень щедрым предложениям в интернете. Например, что-то выиграть или заработать большую сумму, перейдя по ссылке;

·         Не скачивайте программы и игры из непроверенных источников, даже если вам предлагают самую новую версию – только из официальных магазинов;

·         Настройте дополнительное подтверждение входа по коду, то есть двухфакторную аутентификацию;

·         Установите антивирусную защиту, чтобы не перейти по фишинговой ссылке.
 
Слайд №22
Наш урок подошел к концу. Вы отлично поработали!

Соблюдайте безопасность в сети и до новых встреч в новом сезоне проекта «Цифровой ликбез»!
 

План

1. Приветствие

2. Мотивационный этап

3. Просмотр видеоролика

4. Разбор ситуаций

5. Подведение итогов

Цели

Цели урока: формирование базовых правил безопасной работы с личными аккаунтами в сервисах Интернета.

 Задачи урока:

—  познакомить учащихся с понятием «Безопасность аккаунта» и его особенностями;

—  научить обучающихся распознавать потенциально опасные схемы, которые могут использовать злоумышленники, чтобы украсть аккаунт или получить доступ к персональным данным;

—  познакомить учащихся с понятием «социальная инженерия».

Ожидаемые результаты

Учащиеся будут знать, что такое аккаунт и "социальная инженерия", уметь распознавать опасные схемы мошенников.

Условия

Заявки подаются через АИС "Навигатор"

Контактные лица

Бронникова Наталья Николаевна, 89143677467

Длительность

1 час

Стоимость

Бесплатно

Материально-техническая база

Оборудование центра "Точка роста"