Внеурочное занятие «От Руси к России»

Часть 1. Мотивационная

 Педагог. Ребята, знаете ли вы, что такое интервью? Какое значение имеет это слово?

Ответы обучающихся.

 Педагог. Интервью – это разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой один человек задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. В некоторых случаях это происходит под запись диктофона, видеокамеры или в прямом эфире. Человека, который задает вопросы называют интервьюер. Обычно интервью у известных людей берут журналисты.

- Смотрели ли вы какие-либо интервью? Кто в них отвечал на вопросы? Может быть, вы сами давали интервью?

Ответы обучающихся

 

Педагог. А если бы вы были журналистами, у кого вам бы хотелось взять интервью?

Ответы обучающихся

 

Педагог. 6 февраля глава нашего государства – Президент России
Владимир Владимирович Путин – дал интервью американскому журналисту
Такеру Карлсону. Всего за сутки оно набрало 162 миллиона просмотров. Его смотрят не только в России и Америке, но и по всему миру.

В ходе этой беседы Владимир Владимирович большое внимание уделил истории становления Российского государства, главным культурным особенностям России.

 Педагог. Сегодня на занятии мы с вами проведем интеллектуальную игру
«От Руси к России». Игра будет состоять из нескольких частей – раундов. В каждом раунде после просмотра видеофрагмента интервью Президента вашей команде будет необходимо ответить на несколько вопросов. Ответы я предлагаю записывать в специальные бланки, и по моему сигналу в определенный момент бланки необходимо будет сдать.

 Ответы на вопросы о правилах игры, выдача бланков

 

Педагог. Первое задание для команд очень важное и ответственное. Вам необходимо придумать название команды, которое бы было связано с культурой или историей России. А затем написать название команды на каждом бланке ответов.

 

Обучающиеся выполняют задание. Педагог модерирует процесс представления названий команд.

 Часть 2. Основная

 Педагог. Итак, наши команды с такими яркими названиями готовы, и мы переходим к интеллектуальной игре.

 Далее педагог проводит интеллектуальную игру, давая необходимые комментарии и собирая бланки ответов у команд.

 Раунд 1 «Формирование государства Российского»

Перед началом необходимо просмотреть видеоролик (Слайд 3 презентации)

Вопросы на слайдах:

1. Какой год считается годом создания Российского государства?

А.      2000

Б.      1147

В.      862

Г.      988

 2. В каком году России как государству исполнилось 1000 лет?

А.      2024

Б.      962

В.      1862

Г.      1000

 

3. Перед вами лежат карточки с изображениями куба, книги, колокола
и каравая. Внимательно посмотрите на фото памятника на слайде, о котором говорил президент. Как вы думаете, что он напоминает по форме?

А.      куб

Б.      книга

В.      колокол

Г.      каравай

*Справочно: Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте. Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. На державе (символ государственной власти в форме шара). На державе можно видеть две фигуры – ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённой женщины (олицетворение России). Среднюю часть памятника занимают 17 фигур. Они символизируют различные периоды истории Русского государства. Нижнюю часть памятника опоясывают 109 фигур известных деятелей России – военных героев, писателей, художников, просветителей.

 Раунд 2 «Про Крещение Руси и формирование централизованного государства»

Перед началом необходимо просмотреть видеоролик (слайд 8 презентации)

Вопросы на слайдах:

4. В каком году произошло Крещение Руси?

А.      888.

Б.      762

В.      862

Г.      988

 

5. Какой князь крестил Русь?

А.      Рюрик

Б.      Владимир

В.      Игорь

Г.      Ярослав

 

6. Какая религия была принята как основная религия государства во времена Крещения Руси?

А.    православие

Б.    протестантизм

В.    католицизм

Г.    язычество

 

Раунд 3 «О первоначальном значении слова «украинец»»

Перед началом необходимо просмотреть видеоролик (слайд 13)

Вопросы на слайдах:

7. Какого значения слова «украинец» точно не было в XIII веке?

А.      пограничный стражник

Б.      живущий у края

В.      житель приграничной земли

Г.      житель страны Украина

 

Раунд 4 «О вхождении нынешних украинских земель в состав России»

Перед началом необходимо просмотреть видеоролик (слайд 16)

Вопросы на слайдах:

8. Как звали государственного и военного деятеля, который писал письма Московскому царю с просьбой принять Украину в состав России?

А. Николай Потоцкий

Б. Владислав IV

В. Богдан Хмельницкий

Г. Микита Галаган

 

9. Перед вами лежат старинные почтовые марки. Внимательно рассмотрите их. На какой марке изображено принятие Украины в состав Российского государства?

Правильный ответ – А.

10. Рассмотрите внимательно марку о воссоединении Украины с Россией.
В каком году это произошло?

А.      300

Б.      1654

В.      1954

Г.      1982

 

Раунд 5 «Про дружественные связи между русскими и украинцами»

Перед началом необходимо просмотреть видеоролик (слайд 21)

Вопросы на слайдах:

11. Что объединяет народы России и Украины?

А.      язык, родственные связи

Б.      язык, родственные связи, культура

В.      язык, родственные связи, культура, история

Г.      язык, родственные связи, культура, история, религия

 12. У русского и украинского и в народных костюмах много близких деталей. Например, вышитые рубахи, ставшие яркой деталью национального наряда. Посмотрите на изображение на слайде и подумайте, как называется традиционная рубаха восточных славян?

А.      вышиванка

Б.      армяк

В.      кожух

Г.      однорядка

 

Раунд 6 «Про многонациональную страну и семью»

Перед началом необходимо просмотреть видеоролик (слайд 25)

Вопросы на слайдах:

13. Можно ли сказать, что традиции мировых религий отличаются друг
от друга?

А.      да

Б.      нет

В.      нет ответа

Г.      нужна помощь

 

14. Какие традиционные религии народов России вы запомнили?

А.      православие, ислам, буддизм, иудаизм

Б.      православие, протестантизм, католицизм

В.      светская этика

Г.      атеизм

 

Раунд 7 «Про культуру русского человека»

 

Перед началом необходимо просмотреть видеоролик (слайд 29)

Вопросы на слайдах:

15. Самое важное для человека – это…

 

А.      жизнь

Б.      красота

В.      привычки

Г.      здоровье

 

Раунд 8  «Воссоединение произойдет»

Перед началом необходимо просмотреть видеоролик (слайд 32)

Вопросы на слайдах:

16. Что такое «воссоединение»?

А.      разъединение

Б.      деление целого на части

В.      скопление

Г.      соединение вновь, присоединение отторгнутого

 

Часть 3. Заключительная

Педагог. Сегодня мы с вами узнали важные факты из истории нашего Отечества, а еще узнали про жанр интервью.

Трудно сказать, кому из нас выдастся возможность лично задать вопрос Президенту, но сегодня мы можем попробовать это сделать и отправить свой вопрос в специальную форму. Такое занятие проходит в школах всех регионов нашей страны, к сожалению, ответ от Президента получат не все классы, но мы можем попробовать сформулировать интересный вопрос, возможно, именно на него ответит Владимир Владимирович.

Педагог организует процесс формулировки вопроса от ребят.

Возможная механика: каждая команда предлагает вопрос – лучший выбирается общим голосованием.

1 вопрос от класса вписывает в Яндекс-форму.

 

Параллельно с работой команд может вестись подсчет баллов команд.
Если педагог работает один и необходимо дополнительное время для проверки, можно посмотреть короткий мультфильм про ваш город или регион, например, из проекта «Мульти-Россия» (https://ru.riki.team/brands/multirussia/).

Объявляются итоги. Награждаются команды-победители игры.

 

План

Структура занятия

 Часть 1. Мотивационная

Вводная беседа. О жанре интервью. Постановка вопроса. Обозначение механизма проведения интеллектуальной игры.

Часть 2. Основная

Проведение интеллектуальной игры: перед каждым раундом – просмотр видеофрагмента интервью, ответ на вопросы соответствующего раунда, демонстрация верных ответов и комментарий педагога.

Часть 3. Заключительная

Цели

Формировать знания об истории становления Российского государства, главных культурных особенностях нашей страны, и развитие навыков работы в группе.

Ожидаемые результаты

1. Учащиеся знают историю возникновения и развития Российского государства.

2. Умеют анализировать информацию и делать выводы.

3. Умеют работать в команде.

Условия

Заявки подаются через АИС "Навигатор"

Контактные лица

Луговская Виктория Евгеньевна, 89144661643

Длительность

1 час

Стоимость

Бесплатно

Материально-техническая база

Оборудование центра "Точка роста"и "Цифровая образовательная среда"

1. Видеофрагмент интервью

2. Презентация (с включенными в файл видеофрагментами интервью)

3. Шаблон бланков для ответов

4. Карточки для отдельных вопросов

5. Шаблон диплома для команд-участниц игры