Праздничное мероприятие «Масленица»

Ход праздника

Выходят двое учащихся в костюмах  скоморохов, приглашают   ребят и гостей  на праздник.

Учащиеся в народных костюмах  входят в класс.

Дети, разделившись на две команды, рассаживаются на места.

Учительница 1:   Вот и наступило время перемен  в природе. С этими изменениями  связано много  русских народных  примет, обрядов и традиций. 

Масленица – древний славянский праздник.  Это  веселые проводы зимы, озаренные радостным  ожиданием  весеннего обновления природы  накануне пахотных работ. Проходили века, менялась жизнь.  С принятием христианства на  Руси  появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить.

Скоморохи:  1.   Он корнями уходит в века,

Силу, удаль людей умножая,
Праздник памятный издалека,
Открывающий путь к урожаю.

2.   Праздник мира и поля, и трав,

Праздник душ человечьих свободных,
Праздник Масленичных забав,
Всяких игр да игрищ народных.

Учительница 2: Со временем Масленица утратила мистичес­кий смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в языческие  времена.

Ведущий 1:   Приехала Масленица, приехала сырная,

          Разгульная, а не смирная!

Ведущий 2:   Прощайся народ с тоской!

           Праздник общий, мирской!

Ведущий 1:   И всё-таки самый важный

          Праздник семейный, домашний.

 Ведущий 2: Ведётся порядком строгим давно

          Не нами, а умными заведено.

Задание 1. 

Прочитайте выразительно  стихотворение  о празднике.  Передайте эмоциональное состояние этих  строк.

 1 команда:

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. 

 2 команда:
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный.
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

 Задание 2.

Назови  народные приметы к этому дню.

Защита  подготовленных  книжек-малюток.

Музыкальная  минутка.  Дети  образуют хоровод и исполняют песню  с движениями «Перед весной», редакция  П.Чайковского.

 Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущий 2: Мира вам да радости!

Ведущий 1: Посмотрите, ребята, на эту картину! (Показ картины Б.Кустодиева «Масленица»). Скажите, что здесь изображено? (Зима, праздник, люди катаются на лошадях, на санках, веселятся…)

Правильно, люди веселятся – праздник наступил. А праздник этот называется Масленица.

Ведущий 2: Масленица – истинно русский праздник, известный ещё с языческих времен. Масленица – это гимн солнцу, символом которого являются круглые и румяные блины. Это радость шумных гуляний и весёлых пиров. Это встреча долгожданной весны.

Ведущий 1: Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щёками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

Ведущий 2: Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною, тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой. Неизвестно, что за тридцать братьев и сорок бабушек, но то, что масленица была разгульным праздником, это факт.

Ведущий 1: Праздновалась она очень шумно. В эти дни не было грехом:

…есть до икоты,

пить до перхоты,

петь до насады,

плясать до упаду.

Ведущий 2: Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились ещё с субботы предшествующей недели. Хозяйка начинала печь заранее блины, потому что блин – символ Солнца, счастливых браков, хороших детей. Затем посылала мальчика «встречать масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:

Прощай, зима сопливая!

Приходи, лето красное!

Соху, борону –

И пахать пойду!

Ведущий 1: Для празднования масленицы мастерили куклу Масленицу из соломы, одевали ее в женские одежды и торжественно, с песнями возили по деревне.

Ведущий 2: По народным традициям Масленицу праздновали целую неделю. В этом году масленичная неделя с 11 по 17 марта. Давайте мы с вами вместе пролистаем масленичный календарь!

Ведущий 1: Понедельник – Встреча.

На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы – широкой боярыне. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами ходили к сватам в гости. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаган для скоморохов, столы со сладостями.

Задание 3. От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать  чучело Масленицы.
Карточка № 1
1 команда: Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Карточка №2
2 команда: Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!

Ведущий 2:Вторник – Заигрыши.

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости – покататься на горах, поесть блинов. Здесь молодцы высматривали невест и демонстрировали свою ловкость и умения. Давайте и мы поиграем.

Мы предлагаем вам  русскую народную  игру - "Петушки". Был у меня петух. Бежал во весь дух, До масличной недели, Чтоб не съели!  
 А у меня на улице с петухом дерутся две курицы.  А две девицы – красавицы смотрят и смеются:
Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!

     2.    У нас сейчас петушиные бои!

Народная  игра  « Петушки». На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)
Ведущий 1 Среда – Лакомка.

На Лакомку тёщи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. За угощеньем происходило примирение всех тёщ и зятьёв. А по вечерам пели веселые песни., много шутили.

Выступает 7 класс

Ваня. Это мое место!

Федя. Пресное тебе тесто!

Ваня. Федя- Федя съел медведя!

Федя. Дразнила, дразнила, во рту кусок мыла! Ваньк!

Ваня. А!

Федя. Повтори словцо «иду».

Ваня. А что?

Федя. Повтори словцо-то!

Ваня. Ну «иду».

Федя. У тебя нос в меду!

Ваня. Эх, подловил, ну ладно! Федясь, у тебя под ногами грязь!

(Федя смотрит под ноги).

Ваня. Не кланяйся, я тебе не князь!

Федя. Ах, так! Сейчас я тебя поймаю, да заломаю!

(Дерутся. Вбегают на сцену мальчики).

Мальчики: Эй, ребята, хватит драться,

Пошли блинами объедаться!

Ну, а мы сейчас вдвоем

Вам частушки пропоем.

(Игра с блинами)

Две команды получают по сковороде с блином. Чья команда быстрее перенесет блин на место, та и победит).


( Исполнение частушек).

Наши команды вам споют частушки.
Исполнение частушек:

Я в деревне живу

Блины, пряники жую

Я частушек много знаю

И сейчас для вас спою.

 
Как на масляной неделе

Со стола блины летели

И сыр и творог

Всё летело под порог.

 
Эх, хозяйка что в печи

Всё на стол ты нам неси

Эх, гулять так гулять

А потом хоть голодать.

 
Как на масляной неделе

Потеряли мы Емелю

Был Емеля, да пропал

Может, кто его украл.

 
Как закончилась неделя

Объявился наш Емеля

Он в гостях побывал

Блины мёдом запивал.

 
Ахи, ахи, ахоньки

У нас парни махоньки

Из-за ёлок, из-за пней

Не видать наших парней.

 

Девочки, девчоночки

Проели все печёночки

Хожу я без печёночек

А всё люблю девчоночек.

 

Эх, топнула я

И притопнула я

Съела 46 блинов

И не лопнула я.

 
А я чайничала,

Самоварничала

Всю посуду перебила

Накухарничала.

 
Мы частушек много знаем

Про разлив гармошечки.

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки.

 
Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

 
Девки, Масленка идет,

Кто нас покатает?

У Петрушки за двором

Сивка пропадает.

 
Ой, зима, зима, зима,

Белая дорожка.

Где блины, где пироги,

А у нас гармошка.

 
Я на Масленке катался

Трое санок изломал.

Ворона коня замучил,

Всех девчонок покатал!

 
Мы с подружкою гуляли,

Сыром гору налепляли,

Всю блинами устилали.

Сверху маслом поливали.

 
Ты прости, дружочек Федя,

Что тебя обидела.

Я пирог твой откусила,

А тебя не видела!

 
Мне не надо чики - брики

На высоких каблуках.

Лишь бы личиком красива,

Ничего, что в лапотках.

Все смеются, все шумят,

Все несутся в пляске.

Масленица! Масленица!

Все кругом - как в сказке!

 
Ведущий 2: Четверг – Разгул.

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. В Сибири в этот день в сани садились люди, медведь и наряженная Масленицей девушка или брали чучело и катались с песнями. Наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы!», выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Задание  4. А давайте, ребята, продолжим масленичную традицию и посоревнуемся в отгадывании загадок.

ЗАГАДКИ

1. Скатерть бела, весь свет одела.    (Снег)

2. Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает.  (Лед)

3.  Без рук рисует, без  зубов кусается.  (Мороз)

4. Что вверх корнем растет?  (Сосулька)

5. Черный, проворный, кричит «крак» - червям враг.  (Грач)

6. Что на сковородку наливают,  да вчетверо  сгибают. (Блины)

7.  Рассыпала Лукерья серебряные  перья, закрутила, замела, стала улица бела.  (Метель)

8.  По голубому блюду  золотое яблочко катится.  (Солнце)

9.  Не живое, а дышит. (Тесто)

10. Дам поесть – ворчит, ничего  не дам – молчит. (Сковорода)

 
Ведущий 1:Пятница – Тёщины вечёрки.

Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! На тёщиных вечёрках зятья угощают своих тёщ блинами.

Задание  5.  Мы сейчас немного поиграем, в народных ар­тистов-шутников обратимся. Кто, ребята, хо­чет показать свой драматический талант? Выходят 2 ученика.
Выразительно  исполнит народные прибаутки.

 Карточка №1
Николай! Николай!
Сиди дома, не гуляй,
В балалаечку играй.
Карточка №2
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.

Прибаутка:7 А класс У кумы была сестрица

Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.

 
7 Б класс А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!

 Ведущий 2: Суббота – Золовкины посиделки.

В субботу, на золовкины посиделки молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости, угощала, дарила подарки и развлекала гостей. А теперь отгадайте загадку! О каком сказочном герое идет речь.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове – гребешок,

Зовется … (Петушок)

Ведущий 1:А вот он и сам – Петя –петушок. Только он петь пока не может. Хотите узнать, почему? Посмотрите да послушайте.

Ведущий 2:Однажды зимним утром, как раз перед восходом солнца, проснулся наш Петушок и стал ждать, пока первые лучи солнца на небе вспыхнут. Горлышко прополоскал, клювом перья расчесал, а солнышко всё нет. Вот и задумался Петя.

Петушок: А что это я каждый день солнышко встречаю? Ему песни распеваю? Ещё неизвестно, кто главнее: солнышко или я! Если я утром не запою, солнышко и не засветит. Пусть тогда все поймут, что важнее меня никого нет!

Ведущий 2:Так и решил Петушок. Зашагал важно по двору, а со двора в сени, а из сеней в избу. А там хозяйка суетится.

Петушок: А ты, Тётушка, видно, блины печь собралась?

Тётушка: Да, решила блины затеять.

Петушок: Муку да маслице достала?

Тётушка: Да, приготовила.

Петушок: А маслице то – у тебя свежее?

Тётушка: Свежее.

Петушок: А душистое?

Тётушка: Душистое.

Петушок: Тогда дай мне попробовать! Слышал я, от маслица горлышко смягчается, голос ещё звонче становится.

Тётушка: А куда же тебе ещё звонче-то?

Петушок: А вот поймут люди, что голосистее меня, главней меня никого на свете нет, будут ко мне на поклон ходить, подарки носить… Сколько тогда у меня всего будет… А сам я всеми командовать начну… И людьми, и всей природой, даже солнышком: захочу петь, - будет оно всходить, а не захочу, так все в потемках и останутся.

Тётушка: Ах, вот ты чего захотел: чтобы все тебе кланялись, и даже солнышко, чтобы тебе в заслугу было?

Петушок: А что? Пусть все мне служат! А солнышку тоже польза будет: не всякий день ему светить, а только, когда я прикажу.

Тётушка: Ну, раз так, пей маслице!

Петушок: Ой! Что с моим горлышком? Солнышко всходит, а я петь не могу! Солнышко, постой, я ещё не кукарекал… Как же ты без меня -то?.

Тётушка: Видно, и без тебя солнышко на небо подняться может.

Петушок: Не может! Не может! Как же так?

Тётушка: Да вот так… Не по нашему хотению, а по Божию повелению солнышко землю-матушку согревает, нас своими лучами освещает, всех нас греет, бережет, замерзать не дает.
Тётушка: А ты, глупенький петушок, себя над солнышком царем поставил! Вот теперь и ходи безголосый, пока Масленица не пройдет. Помолчишь да подумаешь пока: кто главнее – Солнышко или ты… Не заносись высоко,- можешь свою песню и вовсе потерять. У Бога тот не забыт, кто малым доволен.

Ведущий 1:Ну-ка, дети, прислушайтесь. Что слышите? (Колокола звонят)

Ведущий 2: (Слайд 12)По благочестивому русскому обычаю Масленицу заканчивали в храме. Если вы внимательно на наш храм посмотрите, сможете и мои загадки отгадать.

«Что выше колокольни?» (Крест)

«Спиной к стене, а ликом к тебе. Что это?» ( Икона) (Ее дети могут увидеть над выходом в нарисованный на декорации храм.)

«Говорить не может, а на службу в храм всех зовет» (Колокол)

А следующая загадка – самая трудная:

«Как называется время, которое идет после Масленицы?» (Великий пост)

Ведущий 1:После масленицы, по православной традиции, наступает особое время – Великий пост – дни покаяния и воздержания. Перед началом поста, в последний день Масленицы стихало на Руси Православной бурное веселье. Чтобы вступить в это время с чистым сердцем, ни на кого не держащим обид, надо обязательно помириться со всеми и всех простить. А легко ли простить кого-то, обидевшего тебя, или попросить прощения, когда сам виноват? Конечно, нелегко, но надо простить и забыть обиды.

Ведущий 2: Воскресенье – Прощёный день.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения.
Задание 6. Попрощаемся  дружно с Масленицей.  

Для прощание наши девчонки потанцуют танцы.

Подведение итогов.

Ответьте на вопросы, предложенные в презентации  (Слайды)

 Основная обрядовая еда (Блины)
Главные потехи и обряды  праздника ( участвовали скоморохи и сжигание чучела на Масленицу)
Главный образ праздника (проводы зимы)
Когда празднуют Масленицу? (В конце зимы перед пасхой)
Назови дни Масляничной  недели. (7 дневний праздник “Семница”)
Какие народные игры  вы узнали? (Интересные и гулянки)
  Рефлексия

•         Что понравилось на празднике?

•         Какую команду вы хотели бы особо отметить и почему? (отвечают дети и родители)

Масленица – блиноеда!

Масленица – жироеда!

Масленица – беруха!

Масленица – обмануха!

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Спасибо за внимание. А теперь приглашаем вас всех на чаепитие с блинами!

 Ведущая Ну, что ж, ребята, пришла пора зиму провожать – Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова:

“Масленица обманщица, 
До поста довела  – сама удрала! 
Масленица, воротись, 
В новый год покажись! 
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!”

План

- Организационный момент

- Актуализация знаний

- Выступление детей

- Подведение итогов (рефлексия)

Цели

Цель: пробуждать интерес школьников к истории христианства.

Задачи:

- познакомить учащихся с традициями празднования масленицы русским народом, отраженными в народном календаре;

- совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, хороводов, игр;

- воспитание любви к русской земле, уважение к русскому народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа.

Ожидаемые результаты

Формировать представления о православном празднике Масленица;

способствовать развитию умения анализировать, сравнивать;

продолжить умения работать с наглядным материалом.

Формировать  мировоззрения о православии ;

положительное отношение к православным праздникам.

Условия

Заявки подаются через АИС "Навигатор"

Контактные лица

Размахнина Е.М.,классный руководитель.

Длительность

2 часа

Стоимость

Бесплатно.

Материально-техническая база

Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал,цифровое оборудование центра " Точка роста"