Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед. Перед вами миллионы дорог и от того, куда вы пойдете, какой путь выберете, зависит ваша жизнь.
Это значит, что настало время подумать о своей будущей профессии. Вы должны определить свой дальнейший путь во «взрослую жизнь», выбрать профессию, которая принесет вам не только материальную независимость, карьерный рост, но и радость созидания, моральное удовлетворение.
Выбор профессии одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.
Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.
Сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях.
Что же обозначает слово “профессия”? (Ответы детей).
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
А какие профессии вы знаете? (Ответы детей. Как правило, ребята называют и профессии и должности). Очень хорошо, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии, специальности и должности.
Что же такое должность? Опять обратимся к словарю. Должность – служебное положение, место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителями.
1.Конкурс “Профессия или должность?” Для участия в конкурсе приглашаются два учащихся. На листочках бумаги напечатаны различные профессии и должности. Каждому игроку даётся одинаковый набор листочков с надписями. Необходимо как можно быстрее разложить их по двум столбикам: “профессия” и “должность”. Можно прикреплять на магнитную доску. Предлагаются примерно такие варианты: врач, педагог, директор, строитель, завуч, повар, заведующая, продавец, бригадир, металлург и т. д. (Победитель получает жетон).
При выборе профессии очень важное значение имеют ваши склонности и способности
Склонности
Это интерес к определенному занятию, когда привлекает не только результат, но и сам процесс деятельности. Кому-то нравится разбираться в технике, кого-то интересует мир природы, а кто-то с увлечением рисует или поёт. Для краткости будем называть этот шаг «ЧТО Я ХОЧУ»
Способности
Особенности человека, которые помогают ему успешно учиться и работать в той или иной области. Например математические, музыкальные способности и многие другие. Кратко назовем их «ЧТО Я МОГУ»
Рынок труда
Собрать информацию о том, какие специалисты наиболее востребованы сегодня на рынке труда.
Третий шаг кратко назовем «НАДО»
- Сейчас вам предстоит вспомнить классификацию профессий по Е.А.Климову.
Я буду зачитывать определения, а вы должны найти соответствующий определению тип профессий. Тип профессии указывает на то, чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.
Этот тип включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости. (человек-техника)
· Этот тип предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
(человек -художественный образ)
· Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
(человек –человек)
· Данный тип включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. (человек-природа)
- Дайте своё определение типу профессий «человек-знаковая система».
(Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.)
2. Конкурс “Кто я?” Условия конкурса. Заранее на листах бумаги (в рост человека) рисуют образ человека той или иной профессии (бухгалтер, учитель, продавец и др.), оставляя отверстие для лица. Играющий подходит к месту с обратной стороны и, глядя в отверстие, определяет, какую профессию он представляет, по наводящим вопросам, например:
В каких условиях работает этот человек?
Какова цель труда этой профессии?
Какое образование нужно получить, чтобы работать в этой профессии? и т.д. (Время для выполнения задания 5 мин)
3. Конкурс Профессии - синонимы
Врач-лекарь, доктор
Портной- швея
Педагог-учитель
Сторож-охранник
Летчик – пилот
Шофер – водитель
Повар-кулинар
Уборщица – техничка
Арбитр - судья
Адвокат – защитник
Рудокоп – шахтер
Экскурсовод – гид
Парикмахер – цирюльник
Дрессировщик-укротитель
Фокусник – иллюзионист
Голкипер – вратарь
Торговец – продавец
Каскадер - трюкач
4. Конкурс . “Кто потерял эту вещь?” Для участия в конкурсе приглашаются двое учащихся. На столе разложены различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает. Побеждает тот, кто последним назовёт профессию. На стол можно положить эл. лампочку (электрик), ручку с красной пастой (учитель), поварешку (повар), расчёску (парикмахер), катушку ниток с иголкой (швея, портной) и др. (Победитель получает жетон).
5. Конкурс “Художественный салон”. Пяти ребятам предлагается взять конверты с вложенными в них названиями профессий. Необходимо прочитать задание и на листке бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители сразу отгадывают, то “художник” получает жетон. Можно предложить профессии: художник, певец или музыкант, фотограф, кондитер, программист, врач, водитель, продавец, парикмахер, пчеловод и др.
6. Конкурс “Актёры” Приглашаются желающие из зала и показывают пантомиму. Необходимо название показываемой профессии сказать тихонько педагогу, и так её изобразить, чтобы зрители отгадали. Если зрители сразу отгадали задуманную профессию, то “актёр” получает жетон.
7. Конкурс . Закончите предложения в стихотворении.
Трактор водит …(тракторист),
Электричку …(машинист),
Стены выкрасил …(маляр),
Доску выстругал …(столяр),
В доме свет провел …(электрик),
В шахте трудится …(шахтер),
В жаркой кузнице …(кузнец),
Кто все знает …(молодец)!
8.Конкурс. "Музыкальный брейн - ринг"
Подберите и исполните отрывки песен о профессиях.
Прозвучали отрывки из песен:
- "Стюардесса по имени Жанна...";
- "Не кочегары мы, не плотники...";
- "Бухгалтер, милый мой бухгалтер...";
- "Люди в белых халатах..."
- "А в небе горит, горит, горит звезда рыбака..."
- "Ты морячка, я моряк..."
- "Офицеры, офицеры - ваше сердце под прицелом...";
- "Ты тракторист полей, а я доярочка...";
- "Я люблю тебя Дима, ...мой единственный пилот...";
- "...слева поворот осторожно шофер...";
- "Три танкиста, три веселых друга...";
- "Кондуктор нажми на тормоза...";
- "Паромщик...";
- "Жил был художник один...";
- "В пути шофер дальнобойщик...";
- "У тебя же мама педагог, у тебя же папа пианист, какой ты ...танкист?";
- "Учительница первая моя...";
- "Выходил на поля молодой агроном...";
- "Там где камни... и снега мели, там совсем недавно геологи прошли..."
- и т.д.
9. Загадки
1. Топором, рубанком
Выстругал он планки,
Сделал подоконники
Без сучка – задоринки. (Плотник).
2. Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник).
3. Кладёт кирпич за кирпичом,
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём,
Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).
4. На работе день-деньской
Управляет он рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
5. Кто по рельсам – по путям
Поезда приводит к нам? (Машинист).
6.Любит он цветы сажать,
Их растить и поливать. (Цветовод).
10. Конкурс «ПРОФЕССИИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ
- Угадайте профессии известных людей.
Притча
«В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…»
Рефлексия
- Вам предстоит подвести итог урока: что узнали нового на уроке, как работали ваши товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
- По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока высказав своё мнение одним предложением. Я начну: «Мне понравилась работа на уроке…» (перечисляю Ф.И.учащихся).
- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на уроке!
Рекомендации по выбору профессии:
- изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и
специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий профессию;
- изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты
характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень
притязаний и т.д.);
- выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию;
- подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой,
определить формулу профессии, уточнить содержание и условия труда и требования,
предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и
перспективы профессионального роста;
- реализовать возможность практической апробации своих сил в выбранной профессии
(профессиональное обучение в учебно-производственном комбинате, занятия в
кружках по интересам и т.д.)
- сравнить полученные знания о профессии со своими проф.возможностями,
посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить
квалифицированную проф.консультацию;
- при отсутствии указанного соответствия изучить запасной вариант
профессионального выбора.
- выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в
реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.
План
1. Вступление
2. Основная часть
3. Рефлексия
Цели
Цель: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.
Задачи:
- расширить знания учащихся о профессиях;
- познакомить с новыми современными профессиями;
- формировать интерес к профессиям;
Ожидаемые результаты
-развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес,
самостоятельность; культуру речи;
- развивать коммуникативные способности при работе в группах;
- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;
- активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности;
· Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных
профессий;
- воспитывать уважение к своим товарищам
Условия
Заявки принимаются через АИС "Навигатор"
Контактные лица
Зайкова Е.А 89243743691 Elena.19000Z@mail.ru
Длительность
Стоимость
Бесплатное
Материально-техническая база
Компьютер, проектор, конспект занятия, раздаточный материал