Внеклассное мероприятие по профориентации "Путь к успеху"

 

       Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед. Перед вами миллионы дорог и от того, куда вы пойдете, какой путь выберете, зависит ваша жизнь.

     Это значит, что настало время подумать о своей будущей профессии. Вы должны определить свой дальнейший путь во «взрослую жизнь», выбрать профессию, которая принесет вам не только материальную независимость, карьерный рост, но и радость созидания,  моральное удовлетворение.

       Выбор профессии одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

 Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.

Сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях.

 Что же обозначает слово “профессия”? (Ответы детей).

 Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

 А какие профессии вы знаете? (Ответы детей. Как правило, ребята называют и профессии и должности). Очень хорошо, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии, специальности и должности.

 Что же такое должность? Опять обратимся к словарю. Должность – служебное положение, место в каком-либо учреждении, и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии так же учителями.

 

1.Конкурс  “Профессия или должность?” Для участия в конкурсе приглашаются два учащихся. На листочках бумаги напечатаны различные профессии и должности. Каждому игроку даётся одинаковый набор листочков с надписями. Необходимо как можно быстрее разложить их по двум столбикам: “профессия” и “должность”. Можно прикреплять на магнитную доску. Предлагаются примерно такие варианты: врач, педагог, директор, строитель, завуч, повар, заведующая, продавец, бригадир, металлург и т. д. (Победитель получает жетон).

     При выборе профессии очень важное значение имеют ваши склонности и способности

Склонности

Это интерес к определенному занятию, когда привлекает не только результат, но и сам процесс деятельности. Кому-то нравится разбираться в технике, кого-то интересует мир природы, а кто-то с увлечением рисует или поёт. Для краткости будем называть этот шаг  «ЧТО Я ХОЧУ»

Способности

Особенности человека, которые помогают ему успешно учиться и работать в той или иной области. Например математические, музыкальные способности и многие другие. Кратко назовем их «ЧТО Я МОГУ»

Рынок труда

Собрать информацию о том, какие специалисты наиболее востребованы сегодня на рынке труда.

Третий шаг кратко назовем «НАДО»

       - Сейчас вам предстоит вспомнить классификацию профессий по Е.А.Климову.

 Я буду зачитывать определения, а вы должны  найти соответствующий определению тип профессий. Тип профессии указывает на то,  чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

            Этот тип  включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.    (человек-техника)

·         Этот тип предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

(человек -художественный образ)

·         Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

(человек –человек)

·         Данный тип включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.        (человек-природа)

- Дайте своё определение типу профессий «человек-знаковая система».

 (Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.)

 

2. Конкурс  “Кто я?”  Условия конкурса. Заранее на листах бумаги (в рост человека) рисуют образ человека той или иной профессии (бухгалтер, учитель, продавец и др.), оставляя отверстие для лица. Играющий подходит к месту с обратной стороны и, глядя в отверстие, определяет, какую профессию он представляет, по наводящим вопросам, например:

 В каких условиях работает этот человек?

 Какова цель труда этой профессии?

 Какое образование нужно получить, чтобы работать в этой профессии? и т.д. (Время для выполнения задания 5 мин)

3. Конкурс  Профессии - синонимы

Врач-лекарь, доктор

Портной- швея

Педагог-учитель

Сторож-охранник

Летчик – пилот

Шофер – водитель

Повар-кулинар

Уборщица – техничка

Арбитр - судья

Адвокат – защитник

Рудокоп – шахтер

Экскурсовод – гид

Парикмахер – цирюльник

Дрессировщик-укротитель

Фокусник – иллюзионист

Голкипер – вратарь

Торговец – продавец

Каскадер - трюкач

4. Конкурс . “Кто потерял эту вещь?” Для участия в конкурсе приглашаются двое учащихся. На столе разложены различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает. Побеждает тот, кто последним назовёт профессию. На стол можно положить эл. лампочку (электрик), ручку с красной пастой (учитель), поварешку (повар), расчёску (парикмахер), катушку ниток с иголкой (швея, портной) и др. (Победитель получает жетон).

5. Конкурс  “Художественный салон”. Пяти ребятам предлагается взять конверты с вложенными в них названиями профессий. Необходимо прочитать задание и на листке бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители сразу отгадывают, то “художник” получает жетон. Можно предложить профессии: художник, певец или музыкант, фотограф, кондитер, программист, врач, водитель, продавец, парикмахер, пчеловод и др.

6. Конкурс  “Актёры” Приглашаются желающие из зала и показывают пантомиму. Необходимо название показываемой профессии сказать тихонько педагогу, и так её изобразить, чтобы зрители отгадали. Если зрители сразу отгадали задуманную профессию, то “актёр” получает жетон.

7. Конкурс . Закончите предложения в стихотворении.

Трактор водит …(тракторист),
Электричку …(машинист),
Стены выкрасил …(маляр),
Доску выстругал …(столяр),
В доме свет провел …(электрик),
В шахте трудится …(шахтер),
В жаркой кузнице …(кузнец),
Кто все знает …(молодец)!

8.Конкурс.  "Музыкальный брейн - ринг"

  Подберите и исполните отрывки песен о      профессиях.

Прозвучали отрывки из песен:

- "Стюардесса по имени Жанна...";

- "Не кочегары мы, не плотники...";

- "Бухгалтер, милый мой бухгалтер...";

- "Люди в белых халатах..."

- "А в небе горит, горит, горит звезда рыбака..."

- "Ты морячка, я моряк..."

- "Офицеры, офицеры - ваше сердце под прицелом...";

- "Ты тракторист полей, а я доярочка...";

- "Я люблю тебя Дима, ...мой единственный пилот...";

- "...слева поворот осторожно шофер...";

- "Три танкиста, три веселых друга...";

- "Кондуктор нажми на тормоза...";

- "Паромщик...";

- "Жил был художник один...";

- "В пути шофер дальнобойщик...";

- "У тебя же мама педагог, у тебя же папа пианист, какой ты ...танкист?";

- "Учительница первая моя...";

- "Выходил на поля молодой агроном...";

- "Там где камни...  и снега мели, там совсем недавно геологи прошли..."

- и т.д.

9. Загадки

1. Топором, рубанком

 Выстругал он планки,

 Сделал подоконники

 Без сучка – задоринки. (Плотник).

 

2. Ставят ловких две руки

 Каблуки на башмаки.

 И набойки на каблук –

 Тоже дело этих рук. (Сапожник).

 

3. Кладёт кирпич за кирпичом,

 Растёт этаж за этажом,

 И с каждым часом, с каждым днём,

 Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).

 

4.  На работе день-деньской

 Управляет он рукой.

 Поднимает та рука

 Сто пудов под облака. (Крановщик)

 

5. Кто по рельсам – по путям

 Поезда приводит к нам? (Машинист).

 

6.Любит он цветы сажать,

 Их растить и поливать. (Цветовод).

 

10. Конкурс  «ПРОФЕССИИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ

- Угадайте профессии известных людей.

 

Притча

       «В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…»

 

Рефлексия

-  Вам предстоит подвести итог урока: что узнали нового на уроке, как работали ваши товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

 - По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока высказав своё мнение одним предложением.  Я начну: «Мне понравилась работа на уроке…» (перечисляю Ф.И.учащихся).

- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на уроке!

 

                      Рекомендации по выбору профессии:

 

-  изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и

   специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий   профессию;

- изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент,   черты

   характера, особенности познавательных процессов, здоровье,    самооценку, уровень

   притязаний и т.д.);

-  выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию;

- подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с   профессиограммой,

   определить формулу профессии, уточнить содержание    и условия труда и требования,

   предъявляемые профессией к человеку.      Изучить возможности ее приобретения и

    перспективы профессионального   роста;

 - реализовать возможность практической апробации своих сил в выбранной     профессии

    (профессиональное обучение в учебно-производственном      комбинате, занятия в

    кружках по интересам и т.д.)

 - сравнить полученные знания о профессии со своими проф.возможностями,

    посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить

    квалифицированную проф.консультацию;

 -  при отсутствии указанного соответствия изучить запасной вариант  

    профессионального выбора.

 - выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять   настойчивость в

    реализации профессионального намерения и овладения   профессией в совершенстве.

План

1. Вступление 

2. Основная часть 

3. Рефлексия 

Цели

Цель:   обобщить уже  полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.

Задачи:

         - расширить знания учащихся о профессиях;

        - познакомить с новыми современными профессиями;

        - формировать интерес к профессиям;

Ожидаемые результаты

 

           -развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес,     

            самостоятельность; культуру речи;

          - развивать коммуникативные способности при работе в группах;

          - развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;

          - активизировать учащихся  к познавательной, творческой  деятельности;

·         Воспитательные:

- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных

      профессий;

 - воспитывать уважение к своим товарищам

Условия

Заявки принимаются через АИС "Навигатор"

Контактные лица

Зайкова Е.А 89243743691 Elena.19000Z@mail.ru

Длительность

1 час

Стоимость

Бесплатное 

Материально-техническая база

Компьютер, проектор, конспект занятия, раздаточный материал