Внеклассное мероприятие «Широкая Масленица»

1 ведущий. К нам сюда скорее просим:Подходи, честной народ!Улыбкой лица зажигайте,Всех нас Масленица ждет!2 ведущий. Дети! Велено до васДонести такой указ,Заготовленный самойНашей матушкой Зимой.1 ведущий. Каждый год сего числа,Как гласит указник,Людям города, селаВыходить на праздник!2 ведущий. Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы по старинной русской традиции передать власть от зимы к весне-красне, новой гостье. Поможем весне, поможем солнцу. А поможет нам зиму проводить, да весну встретить веселая Масленица. Встанем в кружок, позовем Масленицу.Все. Душа ль ты моя, Масленица,Сахарные твои уста,Сладкая твоя речь.Приезжай к нам в гостиНа широкий дворНа горах покататься,В блинах поваляться!(Выносят чучело Масленицы).

II. Основной этап.
1 ведущий. На Масленицу обычно, на городской площади устраивались гулянья с играми.2 ведущий. Раз, два, три, четыре, пять,А теперь идем играть!

1 ведущий. И первая игра, в которую традиционно играли на Масленицу, называется «Горелки».Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонну. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной ним. Все участники поют или приговаривают:Гори, гори ясно,Чтобы не погасло!Глянь на небо,Птички летят,Колокольчики звенят:Дин-дон, дин-дон,Выбегай скорее вон!По окончании песенки двое ребят, оказавшихся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:Раз, два, не воронь,А беги, как огонь!«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.2 ведущий. Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «Замкни круг».Игроки становятся в круг. Водящий обходит круг с внешней стороны. Внезапно он легонько ударяет одного из игроков по спине. После этого водящий обегает круг по часовой стрелке, а осаленный игрок – против часовой. Цель каждого из них – обежать круг раньше другого и занять свободное место. Тот игрок, который не успеет занять место, - становится водящим. Игроки должны стоять близко друг к другу и не двигаться с места, так чтобы разрыв в круге на месте осаленного игрока оставался заметен.1 ведущий. А теперь давайте, чтобы не замерзнуть все побегаем немного. И я предлагаю поиграть еще в одну игру. Называется она «Жмурки».Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из убегающих. Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.2 ведущий. Но на Масленицу было принято не только просто играть в подвижные игры, но и устраивать игры-соревнования, в которых народ мерился своей силой, ловкостью, сноровкой…1 ведущий. Давайте разобьемся на две команды.(Все учащиеся делятся на команды, выбирают капитанов).1 конкурс – «Снежный тир».На Масленицу по традиции все играли в снежки. Вот и мы с вами поиграем в снежки. Но не просто поиграем, а устроим соревнование. От каждой команды выходят по одному игроку и кидают снежками по мишеням. Чья команда больше собьет мишеней, та и будет победителем.2 конкурс – «Катание на лошадях».Капитаны команд берут в руки обручи. Надевают обруч на каждого игрока команды по очереди и бегут до отметки и обратно. Побеждает та команда, капитан которой быстрее «прокатит» всю команду.

3 конкурс – Кто быстрее на метле».На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает та команда, которая не только быстрее пробежит, но и собьет меньше кеглей.

4 конкурс – «Русская метла».А это шуточное соревнование на дальность метания метлы. Побеждает та команда, игроки которой метнут метлу дальше другой.

5 конкурс – «Перетягивание каната».Берется толстый канат. Команды берутся за концы этого каната и тянут каждый в свою сторону. Но предлагаю разнообразить этот конкурс тем, что команды встают спиной друг к другу.

2 ведущий. И завершить игровую программу я предлагаю «Катанием на каруселях».Ведущий держит в руках шест, на котором прикреплено колесо, к которому привязаны ленты. Дети берутся руками за ленты и идут медленно по кругу со словами:Еле-еле, еле-елеЗавертелись карусели.Дальше дети идут все быстрее и быстрее, затем переходят на бег. При этом говорят слова:А потом кругом, кругомВсе бегом, бегом, бегом!Ведущий говорит слова:Тише-тише, не спешите,Карусель остановите!Раз, два! Раз, два!Вот и кончилась игра…

(Карусель останавливается, все переходят к месту сжигания Масленицы).1 ведущий. У нас такой обычай есть:Надо Масленицу сжечь,Чтоб тепло ее костраВесна – девица-красаВсей душою ощутила,К нам на праздник поспешила!(Все вместе поджигают чучело Масленицы).2 ведущий. В свои права, Весна, вступай,Природой править начинай!Все. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!1 ведущий. Да! Чуть было не забыла…На Руси законом былоЩедро зиму провожать,Всех блинами угощать!(Все входят в школу, проходят в класс, рассаживаются за столом, на котором стоит самовар и угощения. Две девочки на подносах вносят блины).1 девочка. Хлебом-солью всех встречаем,Самовар на стол несем.Мы за чаем не скучаем,Говорим о том, о сем.2 девочка. Сверху пар, снизу пар –Кипит русский самовар.Милости просим на чашку чая!Эй! Подходи и млад, и стар!(Звучит музыка. Все пьют чай с блинами).

План

I. Организационный этап.

Поздравление от ведущих

II. Основной этап.
Игра «Горелки».

Игра «Замкни круг».

Игра «Жмурки»
Командные соревнования:

1 конкурс – «Снежный тир».

2 конкурс – «Катание на лошадях».

3 конкурс – Кто быстрее на метле».

4 конкурс – «Русская метла».

5 конкурс – «Перетягивание каната».

III Подведение итогов. Награждение.
IV Чаепитие

Цели

Цели: Приобщение детей к народной традиционной культуре через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.Задачи:
- дать представление о народном календаре, в частности о празднике Масленица;- познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Масленицы;- расширить общий кругозор учащихся;- содействовать развитию интереса к изучению истории и традиций русского народа.

Ожидаемые результаты

1.Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица».
2.Научатся выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности
3.Научатся определять и строить план действия для выполнения определенного задания.
4.Научатся перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия.
5. Научатся находить ответы, используя свой жизненный опыт.

Условия

Заявки подаются через АИС "Навигатор"

Контактные лица

Граманчукова Людмила Олеговна, 8924 4797824,
 gramanchukova@ramble.ru 

Длительность

1 час

Материально-техническая база

самовар, чайная посуда, обручи, метлы с черенками и без, канат, шест с лентами, аудиоплеер, чучело Масленицы.