"Страницы блокадного Ленинграда"

Блокадники, свидетели беды,

страданьями отмеченные лица…

В Неве так много утекло воды –

но прошлому вовеки не забыться.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой. (Ольга Бергольц).

    Добрый день уважаемые ребята. Сегодня мы в очередной раз пролистаем страницы «Памяти». Течет река времени. Но и сегодня наши ветераны, труженики тыла, дети воины помнят тот страшный день, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Ведь история знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов была блокада Ленинграда. Давайте ещё раз вспомним, как это было.

    В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба.

История сохранила множество фактов, свидетельствующих об ужасном испытании в жизни города на Неве.

  Не только фашисты были проблемой для горожан, пока длилась блокада Ленинграда. Интересные факты свидетельствуют о том, что в северной столице в огромном количестве развелись крысы. Они уничтожали те мизерные запасы продовольствия, которые оставались в городе. Для того чтобы спасти население Ленинграда от голодной смерти, в него по «дороге жизни» из Ярославской области было переправлено 4 вагона дымчатых котов, считающихся лучшими крысоловами. Животные достойно справились с возложенной на них миссией и постепенно уничтожили грызунов, спасая людей от очередного голода.

   В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:

Вот он кусочек хлеба!

Соевой муки 12%    

Пищевой целлюлозы - 10%

Хлопкового жмыха - 12%

Отрубей - 2%

Кукурузной муки - 3%

Ржаной муки - 71%.

 

 

Вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои…

Это б все ничего, только руки  немеют,

Только ноги становятся вдруг не свои.

Только сердце внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь…

Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград!

Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость.

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет.

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оказалось еще восемьсот.

 

   На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.  

  Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в невыносимых условиях. Холод сделал своё дело. В домах не было воды, люди ходили под обстрелами на Неву за водой.  Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

1941 год . 28 декабря, воскресенье.

Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

● "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

● "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

● "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

● "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

● "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

● "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

● "Савичевы умерли"

● "Умерли все"

● "Осталась одна Таня"

 

1941 год . 29 декабря, понедельник.

 Директор  251 - й школы Октябрьского района представил в РОНО отчет о посещаемости:

“Из шестисот  двадцати пяти  учащихся, пришедших в школу 1 сентября 1941 года, систематически продолжают  занятия 55 человек. Эвакуированы на Большую землю – 58  учеников, умерли от голода – 78, убиты или ранены при бомбежке и обстреле -  64 человека. Оставшиеся дети столь обессилены, что не могут добраться до школы.

 

Девчонка руки протянула,

И – головой на край стола…

Сначала думали – уснула,

А, оказалось,  – умерла.

Ее ребята на носилках

Домой из школы понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли…

Никто не произнес не слова.

Лишь тихо, сквозь метели стон,

Учитель вымолвил, что снова

Занятья, после похорон.

  В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились несмотря, ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

     Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

   На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

      Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

   И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, 
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле 
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

    Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он где-то рядом.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба.
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
"Ну, так и есть - мотор заело".
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта - не угроза.
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора - 
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри, 
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне - до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре - 
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

В январе 1943 года Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - прорвать блокаду!

   18 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

27 января 1944 года в 20 часов 24 залпа из 342 орудий возвестили человечеству о том, что Ленинград выстоял, победил, полностью ликвидировал блокадное кольцо.  

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало, 
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

   Подвиг в войне - это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья,

На детских санках, узеньких, смешных,

В ведерках воду ледяную возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Вот женщина с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Волковское кладбище везет…

Везет, качаясь, к вечеру добраться б!

Глаза упрямо смотрят в темноту…

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту!

Время – лекарь. И эту роль

Повторяет оно со всеми.

Но бывает людская боль,

Над которой не властно время…

Вот опять – через столько лет

Эта женщина в день Победы

Не венок, не цветы, а хлеб

Принесла на могилу деду.

А что же стало с Таней Савичевой?

   При первой же возможности Таню Савичеву вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую (ныне - Нижегородскую) область. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, катастрофически падало зрение, её мучили страшные головные боли.

   Умерла Таня 1 июля 1944 года. Её похоронили на кладбище посёлка Шатки, где она и покоится под мраморным надгробием. А в мае 1972 года был открыт памятник на её могиле. Это стела с барельефом девочки и страничками из её дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».

Вадим Шефнер

Спросил у памяти

Стоит ли былое вспоминать,

Брать его в дорогу, в дальний путь?

Все равно - упавших не поднять,

Все равно - ушедших не вернуть,

И сказала память: "Я могу

Все забыть, но нищим станешь ты,

Я твои богатства стерегу,

Я тебя храню от слепоты".

В трудный час, на перепутьях Лет,

На подмогу совести своей

Мы зовем былое на совет,

Мы зовем из прошлого друзей.

И друзья, чьи отлетели дни,

Слышат зов - и покидают ночь.

Мы им не поможем, - но они

К нам приходят, чтобы нам помочь.

План

Ход мероприятия:

  • приветствие участников мероприятия;
  • рассказ о ветеранах, тружениках тыла;
  • рассказ о хлебном пайке.
  • рассказ о детях войны.

Цели

Цель: Воспитание патриотизма и чувства гордости за советский народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи: 

1. Привлечь внимание к истории нашей России.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через книги и журналы.

4. Создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

Ожидаемые результаты

Привлекли внимание к истории нашей России. Воспитали чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам. Расширили кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через книги и журналы. Создали условия для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

Условия

Для участия в мероприятии  учащиеся или их законные представители подают заявку через АИС "Навигатор".

Контактные лица

Томских Оксана Николаевна, 89145095342

Длительность

1 час

Стоимость

Бесплатно

Материально-техническая база

Используется оборудование, полученное учреждением в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка".