Внеклассное мероприятие «Я ГОВОРЮ С ТОБОЙ ИЗ ЛЕНИНГРАДА"

Ход классного часа:

1.Вступительное слово учителя ( под показ слайдов):

Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.

·                   Как вы думаете, ребята, почему на сегодняшнем классном часе речь пойдет об этом удивительном городе? 

·                   Что вы слышали и знаете о великой Отечественной войне? О блокадном Ленинграде? Обращение к эпиграфу: «Я говорю с  тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…» (О.Берггольц).

2. О блокаде

1. Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.

- Какие еще названия носил этот город? (ответы учащихся).

В плане "Барбаросса" - плане ведения войны против Советского Союза -немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач. Враг рвался к Ленинграду. Жители города, так же как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. Несмотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады.

- Как вы понимаете слово «блокада»?

Блокада - окружение города со всех сторон (термин на доске).

Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. Руководство не позаботилось вывести из города женщин, детей, стариков. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.

3. Блокада и дети

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Ребята 6 класса нам расскажут, как жилось детям в блокадном Ленинграде.

Настя: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

Учитель: Когда они попадали на большую землю, их узнавали сразу – ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.

Валя: «Когда нас вывезли в Вологодскую область, мне было 13 лет. Рядом оказалась деревня, в которой у моей соседки родные жили. А девчушка их приезжала когда-то в Ленинград, к нам заходила в гости. И вот она обратилась ко мне: «Бабушка, а где Галя?». Я была так одета, да и сама, кожа да кости. «Катя, – говорю, – Галя – это я». Она заревела и говорит: «Я тебя не узнала».

Учитель: Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал и продолжает писать дневники, воспоминания, стихи. И сегодня мы с вами листаем некоторые из этих дневников.

Отрезанный, блокированный город, неслыханные жертвы, немыслимые испытания, о которых рассказывают блокадные дневники, просветлены чувством гордости за себя, за свой город. Ленинград устоял! Мы выстояли! Жизнь продолжается!

В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей, несмотря на увеличение продовольственных норм. 20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла рабочие 250 гр., служащие и дети 125 гр.

Алеша: «Нам выдали талончики. На них дадут немного жидкой – жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, – сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер».

Валя: Из меню столовой лета 1942 года:

·                    Щи из подорожника

·                    Пюре из крапивы и щавеля

·                    Котлеты из свекольной ботвы

·                    Шницель из лебеды

·                    Оладьи из казеина

·                    Суп из дрожжей

·                    Соевое молоко

Алеша: «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».

Учитель: Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков. Детей надо было учить.

Настя: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».
Валя: «8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».

Алеша: «12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».
Валя: «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».

Учитель: Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Алина (Ученица 7 кл).: Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». 
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

Учитель: Ребята, перед вами  текст, в котором рассказывается история Тани Савичевой. Я предлагаю прочитать сейчас вам его. (Чтение детьми текста)

·                   Что вас больше всего поразило в истории судьбы Тани Савичевой?

3. Дух Ленинграда в творчестве писателей, поэтов, композиторов.

Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио,  и даже шли концерты.

Дух Ленинградцев, воля к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. А в начале классного часа вы слышали «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича.

 Алина Горячих(читает сообщение): Д.Д. Шостакович - советский композитор, один из крупнейших композиторов 20 века. Назло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д.Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 симфонию. Если быть точнее, то в блокадном городе были созданы первые 3 части. Так как свой родной город Шостакович покинул по приказу штаба об эвакуации, то финал написан в Куйбышеве. Там же состоялось и первое исполнение симфонии. Затем ноты были доставлены на самолете в Ленинград, где ее исполняли полуголодные, замерзшие музыканты. Эта симфония во время войны была исполнена за рубежом, в Нью-Йорке, летом 1942 года. После исполнения «Ленинградской симфонии» один американских журналистов написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»

Так же как и Д.Д. Шостакович, Ольга Федоровна Берггольц остается в блокадном городе и посвящает свои стихи ленинградцам (фоном включается лирический фрагмент из «Ленинградской симфонии»).

Валя Горячих, 6 кл.:

Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...

Кронштадский злой, неукротимый ветер 
В мое лицо закинутое бьет. 
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом смертная угроза ...
Бессонные ночи, тяжек день любой. 
Но мы забыли, что такое слезы, 
Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда, 
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, 
Мы не покинем наших баррикад.

Учитель 

4. Трагедия блокадного Ленинграда.

С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.

За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек.

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Всею жизнью своей они защищали тебя,
Ленинград - колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита,
но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт, и ничто не забыто.

5. Блокадное детство.

Особенно больно война ударила по детству. Детство в блокадном Ленинграде, какое оно?

Мы можем узнать об этом, обратившись к «Блокадной книге» А.Адамовича и Д.Гранина. Эта книга особенная, она написана на основе воспоминаний тех людей, которые жили в блокадном Ленинграде. Одна из глав книги называется «Ленинградские дети». Адамович и Гранин разыскивали по всей стране людей, чье детство прошло блокадные испытания. Расспрашивали их о событиях тех дней, записывали их воспоминании. Таким образом,  воссоздается картина того незабываемого блокадного детства.

Алеша: «Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».

Видеоролик о блокадном хлебе.

«Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.»

6. «Дорога жизни»

Учитель: Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?

Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистски бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано1мл. 376тыс. человек. По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть. Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни - смертью во имя жизни. Целый год наша армия пыталась разорвать кольцо блокады, которая была  прорвана только в январе 1944 года. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».

7. Заключение.

Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев, с Таней Савичевой, ее прощальными словами «Умерли все. Осталась одна Таня». Скорбные аллеи Пискаревского кладбища прошли перед вами на слайдах. Фигура скорбящей Родины-матери над своими погибшими детьми, надеемся, останется в вашей памяти. «Никто не забыт, ничто не забыто».

Войну вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям.

·                   Можно ли таких ребят назвать героями? Почему? Что вы читали, смотрели о войне? Что дают нам книги и произведения искусства о войне?(Выступление библиотекаря)

Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.

Настя : Мы знаем, ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества прибил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Но горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

8.Рефлексия.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что вас впечатлило больше всего?

9. Подведение итогов.

 

 

План

1. Вступление 

2. Основная часть 

3. Подведение итогов 

Предварительная подготовка:

обучающиеся 6-7 класса готовили к уроку сообщения,  стихотворения наизусть.

Цели

Цель: формирование чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому России
Задачи:

- расширение кругозора обучающихся, актуализация знаний о военном прошлом страны;

- формирование уважения к старшему поколению, ветеранам, людям, пережившим блокаду;

- формирование сострадания и сочувствия к погибшим жителям блокадного Ленинграда

Ожидаемые результаты

Личностные:  развитие морального сознания, формирование чувства долга перед Родиной, любви к ней.

Метапредметные:

познавательные: решение воспитательных задач с помощью операций анализа, синтеза, обобщения.

коммуникативные: формулирование своих мыслей, обоснование своей точки зрения, общение с ровесниками и педагогом

регулятивные: принятие воспитательной задачи.

Предметные: формирование умения осмысливать и интерпретировать информацию.

Условия

Заявки принимаются через АИС Навигатор 

Контактные лица

Эпова И.Г 89243743691

Длительность

1 час

Стоимость

бесплатное 

Материально-техническая база

Наглядные средства: эпиграф к уроку, мультимедийная презентация, выставка детских книг о войне и блокаде, слова на магнитной доске для словарной работы (блокада, Ольга Берггольц, Дмитрий Шостакович и т.д.), 250 гр. черного хлеба.

Музыкальный ряд: фрагменты из «Ленинградской симфонии»    Д. Шостаковича.

Техническое оборудование:  компьютер, интерактивная доска