Воспитатель с детьми и встают в круг и приветствуют друг друга
. Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, я вам скажу, и загадку расскажу!
В: Снег на полях,
Лёд на реках, Ветер гуляет, Когда это бывает?
Ответы детей: Зимой!
В: Ребята, сегодня нам пришла посылка от зимы. Здесь, на посылке написано, чтобы узнать, что в ней нужно руку в окошко просунуть, кто не боится первым это сделать? (дети по желанию опускают руку в коробку и говорят свои впечатления)
В: Что чувствуешь, какой предмет…?
В: Ну что откроем и посмотрим, что же прислала нам Зима? …Это действительно снег!
В: Скажите, каким бывает снег? (белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий и т.д.)
В: На что похож снег? (вата, мороженое, сахар и т.д.)
В: А из чего состоит снег? (ответы детей)
Основная часть
В: Ребята, я приглашаю вас в снежную лабораторию
В: Рассмотрите, из чего состоит снег? (воспитатель сыпет снег на тарелку)
В: А давайте возьмем инструмент, он называется лупа. Лупа – это увеличительное стекло, скажите. Что это?
В: Рассмотрите с помощью лупы еще раз, из чего же состоит снег? (из снежинок, крупинок)
Наблюдение 1: дети рассматривают снег через лупу.
В: Вывод: Значит снег состоит из снежинок, а какие бывают снежинки? (красивые, большие…)
В: Снежинка - это снежная звёздочка, у которой всегда шесть лучиков, они все разные и очень красивые (воспитатель показывает бумажные снежинки, разных форм).
Худ. слово
Снежинки-картинки, взгляни поскорей!
У каждой по шесть серебристых лучей,
И каждый зазубренный лучик –
Зимы заколдованный ключик.
В: А теперь нас ждет опыт (дети и воспитатель переходят к другому столу и садятся на стульчики). Перед вами стоит контейнер со снегом и деревянная палочка. Я предлагаю вам взять палочку и опустить ее в снег.
Опыт 1: дети опускают палочку в снег и наблюдают.
Наблюдайте, как палочка входит в снег. Легко или трудно вам это сделать?
В: Значит, снег какой? (мягкий, рыхлый)
В: Да, ребята, мягкий снег, и мягкий снег правильно называть рыхлый.
В: Вывод: в контейнерах снег какой? (рыхлый)
В: Давайте повторим вместе…
В: Посмотрите, что произошло со снегом, пока мы с вами беседовали? (указывает на миску с растаявшим снегом)
В: Да, верно, снег начал таять, превращаясь в воду.
В: Почему он растаял? (потому что в группе тепло, в тепле снег растаял)
В: Точно. Сейчас приглашаю вас размяться… (дети встают в круг на физминутку)
Физминутка: СНЕЖОК
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого).
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, (показывают круг),
очень гладкий (сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).
Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок).
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок).
И…сломаем (топают).
В: Ребята, мы выяснили, что снег тает в помещении. А что будет, если эту воду поставить на мороз? Превратится она в снег? (нет)
В: А во что она превратится? (она превратится в лёд)
(Воспитатель достаёт вторую ёмкость, в которой лежат кубики льда. Обобщает ответы детей)
В: Правда, вчера мы вынесли воду на улицу, и на морозе она замёрзла и превратилась в лёд, мы уже знаем, что вода при низкой температуре замерзает.
В: Давайте, обследуем лёд. Погладьте его пальчиками, какой он? (лёд холодный, гладкий)
Наблюдение 2: дети обследуют лед руками.
В: Возьмите лёд в руки, кому неприятно – положите обратно на тарелочку. Какой лёд? (скользкий, мокрый, тает на ладошке…)
В: На что похож лёд? (на стекло, на леденцы)
В: Что же бывает ледяное? (сосулька, горка, дорожка)
В: А почему люди не вставляют лёд в окно вместо стекла? (он растает)
В: А давайте попробуем в лед опустить палочку деревянную.
Опыт №2 «Определение твердости льда»
В: Что происходит? Легко воткнуть палочку или сложно? (палочкой нельзя проткнуть лёд)
В: Значит, какой лед? (твердый)
В: Чем отличается лёд от снега? (лёд прозрачный, а снег белый; лёд твёрдый, а снег рыхлый)
В: А теперь, ребята, я предлагаю провести несколько опытов одновременно и со снегом и со льдом
Опыт № 3 Определение прозрачности.
Положим под кусок льда и под комок снега цветную бумагу. Сквозь снег видно, какого цвета бумага? А через лёд можно увидеть цвет? Можно сделать вывод, что снег не прозрачный, а лёд прозрачный.
В: Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения). А мы сейчас проверим, положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик с в
Опыт №3. «Тонет, не тонет».
Вывод: лед и снег не тонут.
Рефлексия
В: - Ребята, какие вы молодцы! Как много опытов мы с вами провели и узнали много нового. Давайте подведём итоги и вспомним все сходства и отличия снега и льда.
Становитесь в круг. У меня красивая снежинка, мы с ней поиграем. Кому я вручаю снежинку, должен ответить на вопрос.
- Из чего состоит снег? Лёд?
- Какие снег и лёд по цвету?
- Какой из проведённых опытов тебе больше запомнился?
- Тонет ли снег в воде?
- Может ли вода превратится в снег?
- Что вам больше всего понравилось?
В: Молодцы, ребята. Вы сегодня были активными, старательными, а от меня медальки за хорошую работу на занятии.
План
1. Организационная часть
2. Практическая часть.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Цели
Цель: знакомство детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращается в воду.
Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый).
Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий.
Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность; делать вывод, с помощью воспитателя или самостоятельно.
Воспитывать наблюдательность, интерес к объектам и явлениям природы.
Ожидаемые результаты
У детей расширится представления о снеге, льде и их свойствах. Дети стараются участвовать в ходе экспериментирования в виде пробующих действий. У детей развивается логическое мышление. Самостоятельно или с помощью воспитателя делают вывод. Развитие интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Условия
Заявку можно подать на сайте "Навигатор дополнительного образования Забайкальского края"
Контактные лица
Якупова Александра Александровна, воспитатель, к/т 89141302566
Длительность
Материально-техническая база
Посылка Зимы, ёмкость со снегом, контейнеры со снегом, перчатка, тарелка, кубики льда, лупы, салфетки для рук, деревянные палочки, стаканчики с водой, бумажные снежинки, картон красного цвета.