Занятие "Зимние эксперименты" для детей 5-6 лет

Воспитатель с детьми и  встают в круг и приветствуют друг друга

. Здравствуй солнце золотое!

 Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок!

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, я вам скажу, и загадку расскажу!

 

 

В: Снег на полях,

Лёд на реках, Ветер гуляет, Когда это бывает?

Ответы детей: Зимой!

В: Ребята, сегодня нам пришла посылка от зимы.  Здесь, на посылке написано, чтобы узнать, что в ней нужно руку в окошко просунуть, кто не боится первым это сделать? (дети по желанию опускают руку в коробку и говорят свои впечатления)

 

В: Что чувствуешь, какой предмет…?

В: Ну что откроем и посмотрим, что же прислала нам Зима? …Это действительно снег!

В: Скажите, каким бывает снег? (белый, холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий и т.д.)

В: На что похож снег? (вата, мороженое, сахар и т.д.)

В: А из чего состоит снег? (ответы детей)

Основная часть

В: Ребята, я приглашаю вас в снежную лабораторию

В: Рассмотрите, из чего состоит снег? (воспитатель сыпет снег на тарелку)

В: А давайте возьмем инструмент, он называется лупа. Лупа – это увеличительное стекло, скажите. Что это?

В: Рассмотрите с помощью лупы еще раз, из чего же состоит снег? (из снежинок, крупинок)

 

Наблюдение 1: дети рассматривают снег через лупу.

В: Вывод: Значит снег состоит из снежинок, а какие бывают снежинки? (красивые, большие…)

В: Снежинка - это снежная звёздочка, у которой всегда шесть лучиков, они все разные и очень красивые (воспитатель показывает бумажные  снежинки, разных форм).

Худ. слово

Снежинки-картинки, взгляни поскорей!

У каждой по шесть серебристых лучей,

И каждый зазубренный лучик –

Зимы заколдованный ключик.

 

В: А теперь нас ждет опыт (дети и воспитатель переходят к другому столу и садятся на стульчики). Перед вами стоит контейнер со снегом и деревянная палочка. Я предлагаю вам взять палочку и опустить ее в снег.

Опыт 1: дети опускают палочку в снег и наблюдают.

Наблюдайте, как палочка входит в снег. Легко или трудно вам это сделать?

В: Значит, снег какой? (мягкий, рыхлый)

В: Да, ребята, мягкий снег, и мягкий снег правильно называть рыхлый.

В: Вывод: в контейнерах снег какой? (рыхлый)

В: Давайте повторим вместе…

 

В: Посмотрите, что произошло со снегом, пока мы с вами беседовали? (указывает на миску с растаявшим снегом)

В: Да, верно, снег начал таять, превращаясь в воду.

В: Почему он растаял? (потому что в группе тепло, в тепле снег растаял)

В: Точно. Сейчас приглашаю вас размяться… (дети встают в круг на физминутку)

 

Физминутка: СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого).

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней).

Круглый, крепкий, (показывают круг),

очень гладкий (сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком).

Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).

Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок).

Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок).

И…сломаем (топают).

 

В: Ребята, мы выяснили, что снег тает в помещении. А что будет, если эту воду поставить на мороз? Превратится она в снег? (нет)

В: А во что она превратится? (она превратится в лёд)

 

(Воспитатель достаёт вторую ёмкость, в которой лежат кубики льда. Обобщает ответы детей)

В: Правда, вчера мы вынесли воду на улицу, и на морозе она замёрзла и превратилась в лёд, мы уже знаем, что вода при низкой температуре замерзает.

В: Давайте, обследуем лёд. Погладьте его пальчиками, какой он? (лёд холодный, гладкий)

 

Наблюдение 2: дети обследуют лед руками.

В: Возьмите лёд в руки, кому неприятно – положите обратно на тарелочку. Какой лёд? (скользкий, мокрый, тает на ладошке…)

В: На что похож лёд? (на стекло, на леденцы)

В: Что же бывает ледяное? (сосулька, горка, дорожка)

В: А почему люди не вставляют лёд в окно вместо стекла? (он растает)

В: А давайте попробуем  в лед опустить палочку деревянную.

 

Опыт №2 «Определение твердости льда»

В: Что происходит? Легко воткнуть палочку или сложно? (палочкой нельзя проткнуть лёд)

В: Значит, какой лед? (твердый)

В: Чем отличается лёд от снега? (лёд прозрачный, а снег белый; лёд твёрдый, а снег рыхлый)

В: А теперь, ребята, я предлагаю провести несколько опытов одновременно и со снегом и со льдом

Опыт № 3 Определение прозрачности.

Положим под кусок льда и под комок снега цветную бумагу. Сквозь снег видно, какого цвета бумага? А через лёд можно увидеть цвет? Можно сделать вывод, что снег не прозрачный, а лёд прозрачный.

В: Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения). А мы сейчас проверим, положив комочек снега  в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик с в

Опыт №3. «Тонет, не тонет».

Вывод: лед и снег не тонут.

Рефлексия

В: - Ребята, какие вы молодцы! Как много опытов мы с вами провели  и узнали много нового. Давайте подведём итоги и вспомним все сходства  и отличия снега и льда.

Становитесь в круг. У меня красивая снежинка, мы с ней поиграем. Кому я вручаю снежинку, должен ответить на вопрос.

- Из чего состоит снег? Лёд?

- Какие снег и лёд по цвету?

- Какой из проведённых опытов тебе больше запомнился?

- Тонет ли снег в воде?

- Может ли вода превратится в снег?

- Что вам больше всего понравилось?

В: Молодцы, ребята. Вы сегодня были активными, старательными, а от меня медальки за хорошую работу на занятии.

План

1. Организационная часть

2. Практическая часть.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Цели

Цель: знакомство детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращается в воду.

Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый).

Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий.

Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность; делать вывод, с помощью воспитателя  или самостоятельно.

Воспитывать  наблюдательность, интерес к объектам и явлениям природы.

Ожидаемые результаты

У детей расширится представления о снеге, льде и их свойствах. Дети стараются участвовать в ходе экспериментирования в виде пробующих действий. У детей развивается логическое мышление. Самостоятельно или с помощью воспитателя делают вывод. Развитие интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Условия

Заявку можно подать на сайте "Навигатор дополнительного образования Забайкальского края"

Контактные лица

Якупова Александра Александровна, воспитатель, к/т 89141302566

Длительность

25 минут

Материально-техническая база

Посылка Зимы, ёмкость со снегом, контейнеры со снегом, перчатка, тарелка, кубики льда, лупы, салфетки для рук, деревянные палочки, стаканчики с водой, бумажные снежинки, картон красного цвета.