Внеклассное мероприятие «Жертвам Холокоста посвящается…»

Видеоролик .Песня А. Розембаума «Бабий Яр»
Сл.1
Чтец 1: Засыпал снег сегодня Бабий Яр.Прикрыл собою братскую могилу.Сто тысяч в ней взывают молча к миру,Чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!Там, где фашисты сваливали в адУбитых и живых, растут берёзы.Смотрю на них и плачу… Эти слёзыПогибших не вернут уже назад.Но слёзы скорби нашей не напрасны.Они, как мудрость, над душою властны:Они её печальный, вечный плод.Они напоминают тем, кто молод,Как будет страшен войн грядущих Молох,Что в гневе уничтожит людской род.

Чтец 2: Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.
(ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ (Наум Коржавин)

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, педагоги, ребята! Сегодняшняя наша встреча неслучайно началась с песни А. Розембаума «Бабий Яр», и со стихотворений Фридриха Золотковского «Бабий Яр. Память» и «Дети в Освенциме» Наума Коржавина, которые очень точно раскрывают страшные события Холокоста, одной из самых известных трагедий XX века - преднамеренной попытке полного истребления целых наций, включая мужчин, женщин и детей, приведшей к уничтожению более 11 миллионов человек, среди которых 6 миллионов были евреями.
- А вы знаете, что обозначает слово Холокост? Что относится к событиям Холокоста? На эти вопросы мы постараемся ответить на нашем сегодняшнем мероприятии «Жертвам холокоста посвящается…»

Учитель: Так что же такое Холокост? Для определения данного понятия обратимся за помощью к большому энциклопедическому словарю.
Сл.2
Словарь: Слово «холокост» произошло от греческого holocaustos, т.е. сожженный целиком; это гибель значительной части населения Европы в ходе систематических преследований и уничтожения его нацистами в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах.
Сл.3
Выступление историков.
Историк 1: Основанием для массового уничтожения людей стали расовые теории нацистов, которые привели к уничтожению еврейского, цыганского, белорусского населения, поляков, чернокожих и людей других национальностей.
Историк 2: В 1933 году к власти Германии пришел Адольф Гитлер, который утверждал, что немецкая нация имеет превосходство над остальными народами.
Историк 1: А в 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии на две части: немцев и не немцев. Последние были лишены права голоса, политических и иных прав. Даже в школах уроки расизма были не редкостью.
Сл.4
Выходят две девочки (в школьной форме):
1 ученица: «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа… Никто больше не хотел со мной дружить. А некоторые соседи даже боялись разговаривать. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя больше общаться с евреями». (Хильма Геффен- Людомер)
2 ученица: «С каждым новым днем нацистского правления пропасть между нами и нашими соседями становилась все шире. Мальчики и девочки, с которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от нас. Вдруг выяснилось, что мы другие». (Марта Аппель)
Сл.5
Выступление историков.
Историк 3: Чтобы вызвать в людях негативные чувства, использовались все источники: религиозные, политические, экономические, культурные. Охота на евреев становилась легальной. Против них разрешалось применять любые действия, даже те, которые в нормальном обществе считаются преступными.
Историк 4: 9 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась война насилия: сотни евреев погибли, были разграблены тысячи магазинов, хозяевами которых были евреи, десятки представителей данной расы были брошены в лагеря. Организованный Гитлером погром печально знаменуется «Хрустальная ночь». События этой ужасной ночи описал в своем стихотворении «Хрустальная ночь» Валерий Агаронов.

Чтец 4 Дождик льет, протяжно плачет,
Блюз играет патефон.
Память никуда не спрячет
Ночи той хрустальный звон,
Где разбитые витрины,
Груда трупов, детский плач,
Вой толпы...Оскал звериный
Демонстрирует палач!
Этот грех впечатан в Лету!
Звон разбитого стекла
Нам напомнит, век за веком,
Ночь в осколках хрусталя!
Учитель: Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии. Так начался геноцид, который стал одной из главных целей гитлеровской агрессии в других странах.
- На территории СССР создавались гетто и концлагеря. Их насчитывалось около 400 на территории Украины, 200 в Белоруссии, десятки в Прибалтике, Молдове, России. Жизнь простых людей превращалась в ад…
Сл.6
Чтец 5:
Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли...
Сл. 7
Чтец 6:
Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников.В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.
Сл.8
Чтец 6:
Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран.
Из них 70 тысяч погибло.
Сл.9
Чтец 7:
В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау (нем. Auschwitz-Birkenau), комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т. к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 человек – стали его жертвами.
Сл.10
Чтец 8:
Саласпилс – концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
Сл 11
Чтец 9:
Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.
Чтец 10:
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие детские трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Чтец 11: До сих пор судьбу очень многих людей невозможно проследить, несмотря на то, что предпринимаются попытки собрать сведения обо всех погибших во время Катастрофы. Трудно будет довести это до конца, поскольку есть места, где погибли все, и не осталось свидетелей.

Сл.12
Учитель:
Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр, недалеко от Киева, где было убито более 33 тысяч евреев всего за два дня. Людей заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых, и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг.
Сл.13
Чтец 12: (читает Стихотворение М.Джалиля «Варварство»)

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!


Учитель: В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.

- Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.
Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть!
- Не минула эта участь и наш край

Сл.14
О памятнике в Макеевке
Чтец 13:
В г.Макеевке на кладбище в Кировском районе в 2005 году был открыт памятник детям-донорам, погибшим в период оккупации города фашистскими захватчиками в 1941-1943 годах. Памятник установлен на месте захоронения детей.
Официально детский концлагерь назывался приютом для сирот «Призрение». На самом деле у детей забирали кровь для раненых солдат Вермахта. За неделю погибло более трехсот маленьких узников. Самому старшему донору было двенадцать лет, а младшему – всего шесть месяцев.
В местном музее хранятся чудом уцелевшие документы. Их нашли уже после войны.
В тетради – списки детей, содержавшихся в приюте "Призрение" с 1942 по 1943 год. Напротив некоторых фамилий в графе, куда переведен ребенок, - прочерки, что дает основания историкам говорить о том, что дети погибли.
По словам оставшихся в живых свидетелей, кто-то сдавал кровь по нескольку раз, некоторые малыши уходили из жизни после первой же процедуры. Точное количество жертв неизвестно. Эта страница истории нуждается в глубоком изучении.

Увековечены имена только 120 детей из 300. Остальные остаются неизвестными.

Сл.15
Мини-лекция «Праведники народов мира»
Учитель. История Холокоста определила четыре группы действующих лиц: жертвы и палачи, а также наблюдатели и спасатели. Место первых двух групп в истории чётко определено.
Третья группа - наблюдатели (за рубежом их называют очень ёмко – «стоящие рядом»). Кто они? Мирные люди, вчерашние друзья и соседи... Но как по-разному они повели себя в обстоятельствах оккупации. Одни стали преследователями и даже убийцами своих вчерашних друзей. Другие сохраняли нейтралитет, опасаясь за собственную жизнь и жизни своих родных. Во время Холокоста коренное население разных стран относилось к евреям по-разному: кто-то был безразличен, кто-то враждебно настроен, а кто-то боялся за себя, за свою жизнь. Были такие, которые сотрудничали с нацистами, другие наживались за счёт конфискованного еврейского имущества.
Но и в жестоком безнравственном мире оставались ещё чистые люди. Именно эти немногие с удивительным мужеством сохраняли лучшие человеческие качества. И, несмотря на опасность, протянули руку помощи еврейскому народу. Они не думали о смерти, которая им грозила, они не думали о славе и доброй памяти, которая, возможно, ждёт их впереди, они просто спасали тех, кому реально смерть смотрела в глаза. Это и есть 4-я группа – спасатели.
«Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир» – эти слова из Синедриона (37, 71), высшего религиозного учреждения и высшего судебного органа Древней Иудеи по праву относятся к людям, впоследствии названными Праведниками народов мира.
Праведники народов мира – это люди, которые, несмотря на террор и смертельную опасность, в эти трудные времена протянули руку помощи еврейскому народу

Ролик Праведники народов мира (студентка 2 курса «Управления информационными ресурсами» Республики Беларусь Козловской Марии)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учитель. Мы просмотрели ролик о людях, спасавших ценой своей собственной жизни жизнь незнакомых людей еврейской национальности. Но таких историй множество. Кто-то спас тысячи людей, а кто-то - одного, но и одна спасённая жизнь достойна того, чтобы назвать человека Праведником мира.
В списках Праведников из бывшего Советского Союза 4217 человек. В России это звание получили 179 человек.
1.Рефлексия
Не все сегодня согласны с тем, как звучит это звание - Праведник народов мира и вообще с признанием катастрофы Холокоста. Как вы думаете, стоит ли давать это звание вышеперечисленным людям или нет?
Насколько вы оцениваете важность их деятельности в годы войны? Могли бы вы поступить так же?
Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему, говоря о толерантности сегодня, мы вспоминаем события тех лет? И почему, говоря о Праведниках народов мира, мы говорим о примерах мужества, толерантности и человечности?
Обучающиеся высказывают свое мнение, опираясь на услышанный и увиденный материал.
Сл.16-20
Памятники жертвам холокоста
Итог
Выход ребят со свечками

Сл.21
27 января весь мир отмечает День памяти жертв Холокоста. Эта дата связана с освобождением в 1945 году войсками советской армии концлагеря Освенцим, в котором было уничтожено более 1 млн. евреев. Этот день был официально установлен по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 году.
Чтец 15:
Души, опалённые войной,
И сердца, омытые слезами,
Наша память, словно часовой,
Неотступно следует за нами.
Кровь и слёзы в ней переплелись,
Её молчанье много громче грома,
Шесть миллионов душ в ней улеглись
Родных, любимых, незнакомых.
Тех, кто жил, любил, трудился,
Неотступно Господу молился,
Чтоб в минуту трудную помог.
Жаль, молитвы не услышал Бог.
Только память, как Вселенная,
Всё помнит. Помнит и хранит.
Вечно живая, нетленная,
Павших с живыми навечно роднит.
Души, опалённые войной,
И сердца, омытые слезами,
Наша память, словно часовой,
Неотступно следует за нами.
(Анатолий Зусман. Холокост. Февраль 2007)

Сл.22
Учитель: В память обо всех погибших во время Холокоста, обо всех погибших в период Второй мировой войны, прошу встать и почтить минутой молчания.
Звучит метроном.
Звучит «Реквием» Моцарта.

Учащиеся, произносят по одной строчке:
1) Каждый из нас должен помнить:
2) многое начинается с меня,
3)моих мыслей,
4)поступков,
5) моих действий.
6) Совершая действия, помни, что ты – Человек!
7) Прислушайся к своему сердцу,
8) загляни себе в душу,
9) посмотри на мир справедливыми глазами
10) и помни, что ты – Человек!
11) Протяни руку не для удара, а для помощи.
12) Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Дети задувают свечи

Учитель. Память о Холокосте – это способ недопущения подобных трагедий в будущем. И мы не должны забывать о таких событиях, не должны повторять ошибок истории. Необходимо быть терпимым к недостаткам других и уважать окружающих

План

1 Видеоролик .Песня А. Розембаума «Бабий Яр»

2 Чтение стихов о Холокосте.

3 Исторические факты.

4 Мини-лекция «Праведники народов мира»

5 Рефлексия

4.Минута молчания

5 Итог

Цели

Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Задачи:

формирование интереса  к изучению истории, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе;
формирование патриотизма, гражданственности, любви к родине. 

Ожидаемые результаты

Ученики смогут:использовать знания об истории и культуре своего и других народов общении с людьми в школе и внешкольной жизни; применять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории человечества в целом; дети смогут более ответственно отнестись к личной ответственности за свои поступки, к чувствам других людей;смогут соотносить поступок с моральной нормой; относиться к другим с пониманием и уважением.

Условия

Заявки подаются через АИС "Навигатор"

Контактные лица

Горохова Евгения Андреевна 8(924)579-12-11
evgeniagorohova727@gmail.com

Длительность

1 час

Материально-техническая база

мультимедиа проектор, компьютер, экран; презентация, аудиоколонки, запись аудиоматериалов.