Сценарий фольклорного праздника «Осенины».
Цель: приобщение детей к народному творчеству и русским народным традициям.
Задачи:
· Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие и красоту русского фольклора.
· Знакомить с народными традициями.
· Воспитывать любовь и интерес к музыке.
· Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.
· Развивать выразительность речи, выразительность образа в игре, пении, в танце, развивать память, мышление, воображение.
· Приобщать детей к творческому самовыражению, свободному общению со
· сверстниками.
Зал украшен в стиле русской народной избы (печь, лавка, стол с самоваром), дети в русских народных костюмах.
Дети выходят под русскую народную музыку, исполняют танец.
Дети (стоя в полукругу по очереди):
- Собрались мы позабавиться,
- поиграть,
- пошутить,
- посмеяться,
- осень встретить,
- гостей приветить!
Выходит хозяйка.
- Здравствуйте, гости дорогие, и маленькие, и большие!
В гости вас давно ждала, славно дом я убрала!
Здесь, для вас, гостей дорогих,
Будет праздник большой,
Праздник радостный!
По обычаю старинному,
Называется Осенинами.
В благодарность за осенние дары
Осенины отмечали на Руси!
- Проходите в дом, садитесь и друг другу улыбнитесь!
- Сядем рядком да поговорим ладком: в осеннее ненастье на дворе 7 погод: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт, а снизу метёт. Ребята, а давайте с вами вспомним русские народные осенние приметы.
Дети называют приметы:
Гром в сентябре – к тёплой осени
Листья рано опадут – зима будет ранней
Много снега в ноябре – год будет урожайным
Снег выпал ранней осенью – жди раннюю весну
Тёплая осень – к долгой зиме
Мало грибов и ягод в лесу – зима будет морозной
Большие муравьиные кучи – к суровой зиме
Поздний листопад – год будет неурожайным
У зайцев шерсть побелела – зима близко
- Ребята, а вы знаете, что ни одни посиделки на Руси не обходились без шуток, плясок, песен? Хорошая песня дух бодрит!
Песня-хоровод «К нам гости пришли»
Игра «Аленький цветочек»
Аленький цветочек, словно огонечек
(дети идут хороводным шагом)
Раз, два, три - повернись, Алена ты!
(названный ребенок поворачивается спиной в круг)
Игра продолжается до тех пор, пока не повернется
последний ребенок.
Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:
Аленький цветочек, словно огонечек
Раз, два, три, четыре. пять - повернулись все опять!
Игра «Петушок»
Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.
Трух-тух-тух-тух!
Ходит по двору петух.
Сам – со шпорами,
Хвост – с узорами!
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
Кто услышит –
Тот бежит!
- Ку-ка-ре-ку!
(Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.)
Ребёнок: Мы и пели, и играли,
Так, что ноженьки устали!
Но какое веселье без шуточек,
Без потешек да прибауточек?
Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
1.Чудо, чудо-чудеса, на пеньке стоит лиса,
Палочкою машет, а зайчата пляшут.
2. Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю!
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.
Шея не ворочается, а посмеяться хочется.
3. Да разве это чудо? Я еще чуднее видел!
Стучит-бренчит по улице — Фома едет на курице,
Тимошка —- на кошке по кривой дорожке.
4. Да разве это чудо? Я еще чуднее слыхала:
Плыли утром по реке два барана в челноке,
Черный с удочкой, белый с дудочкой.
Черный рыбку ел, белый песню пел.
5.Да разве это чудо? Я ещё чуднее знаю:
На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.
Малы деточки поросяточки
По сучкам сидят, по верхам глядят,
По верхам глядят, улететь хотят.
6.Эх! Это что! А вот со мной случай был!
Лети пуля, жужжит… Я вбок – она за мной…
Я в другой – она за мной
Я упала в кусты – она хвать меня в лоб!
Я цап рукой! Ан, а это жук!
7.А я на ярмарку ходила
И платок себе купила.
И на празднике у вас
Потанцую я сейчас!
Танец «Как на нашем на лугу»
Хозяйка: Эй, девчонки-хохотушки! Не пора ли спеть частушки, а ребята тоже в станут, от девчонок не отстанут!
Дети исполняют частушки:
1.У рябины, у сосёнки
Тоненькие веточки,
А мы бойкие девчата,
Все мы как конфеточки!
2.Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!
3.Рассыпайся, горох,
С грядки на грядку.
Разойдись-ка, народ,
Я пойду в присядку
4.Я залезу на берёзу.
Ух, какая высота.
Посмотрю по сторонам,
Ух какая красота.
5.На окошке два цветочка голубой, да аленький
Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький
.На столе стоит квашня,
А в квашне-то тесто.
Мама, папа, до свиданья:
Я уже невеста!
7.Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
8.Красных ягод мы сорвали,
Бусы мы надели.
Налетели снегири
И все бусы съели!
Хором: Мы частушки вам пропели,
Постарались от души,
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши!
Хозяйка: Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей – погляжу.
1.Кто приходит, кто уходит,
все ее за ручку водят. (дверь)
2.В избе изба, на избе труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ,
а тушить не идет (печка)
3.Под крышей ножки,
а на крыше — суп да ложки (стол)
4.Кланяется, кланяется,
придет домой — растянется (топор)
5. И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает (самовар)
6.Железный конь
Скачет в огонь (кочерга)
7. Коротышка подпоясан
По квартире ходит плясом.
Пустился вприсядку –
Сгрёб мусор в охапку (веник)
Ребёнок: Ой, смотрите: из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор!
Выходит взрослый-дед
Дед: Здорово, ребята!
Дети: Здравствуй, дедушка Егор. Зачем пажаловал?
Дед: Какой забор? Я на заборе не сижу, за девчатами не гляжу! Старый стал! А вот поиграть с вами — поиграю!
Игра «Как у дедушки Егора было семеро детей».
(Дети стоят по кругу, Егор центре. Все поют: «Как у дедушки Егора было семеро детей. Они не пили, не ели. друг на друга все глядели, разом делали вот так!» Дед показывает любое движение, дети повторяют, игра продолжается)
Дети: А теперь мы с тобой поиграем!
Игра «Ворон»
Дети стоят по кругу. «ворон» (дед) - в центре.
Ой, ребята, та-ра-ра. На горе стоят гора.
(дети дробным шагом идут к центру)
А на той горе – дубок,
(так же отходят назад)
А на дубе воронок.
(ворон кружится, разведя руки в стороны)
Ворон в красных сапогах. В позолоченных серьгах.
Сидит ворон на дубу
(все танцуют, выставляя ногу на пятку)
Он играет во трубу.
(имитируют игру на дудке)
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная
(хлопают в ладоши, пляшут)
«Ворон» после песни протягивает «крыло» между стоящими рядом детьми, и они на слова «Раз, два, три - беги!» бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до «ворона» и дотронется до его «крыла», тот и становится новым вороном.
Песня-хоровод «Со вьюном я хожу»
Хозяйка: Посиделки хороши,
повеселились от души.
Делу время, потехе час!
Расставаться пора на этот раз.
Но просим в знак уваженья отведать наше угощенье,
Подходите к столу, не стесняйтесь,
Чаем, сдобой угощайтесь! (Гости проходят к столу)
План
1. Дети выходят под русскую народную музыку, исполняют танец.
2.Дети называют приметы
3. Песня-хоровод «К нам гости пришли»
4.Игра «Аленький цветочек»
5.Игра «Петушок»
6.Танец «Как на нашем на лугу»
7. Песня-хоровод «Со вьюном я хожу»
Цели
Цель: приобщение детей к народному творчеству и русским народным традициям.
Задачи:
· Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие и красоту русского фольклора.
· Знакомить с народными традициями.
· Воспитывать любовь и интерес к музыке.
· Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.
· Развивать выразительность речи, выразительность образа в игре, пении, в танце, развивать память, мышление, воображение.
· Приобщать детей к творческому самовыражению, свободному общению со
· сверстниками.
Ожидаемые результаты
Дети приобщены к народному творчеству и русским народным традициям. Показали своеобразие и красоту русского фольклора. Познакомили с народными традициями. Воспитали любовь и интерес к музыке.
Условия
Для участия в мероприятии учащиеся или их законные представители подают заявку через АИС "Навигатор".
Контактные лица
Коченова Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования, 89248103696
Длительность
Стоимость
Бесплатно
Материально-техническая база
Используется оборудование, полученное учреждением в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка".