"Осенние посиделки"

 

Сценарий фольклорного праздника «Осенины».

Цель: приобщение детей к народному творчеству и русским народным традициям.

Задачи:

·        Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие и красоту русского фольклора.

·        Знакомить с народными традициями.

·        Воспитывать любовь и интерес к музыке.

·        Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.

·        Развивать выразительность речи, выразительность образа в игре, пении, в танце, развивать память, мышление, воображение.

·        Приобщать детей к творческому самовыражению, свободному общению со

·        сверстниками.

Зал украшен в стиле русской народной избы (печь, лавка, стол с самоваром), дети в русских народных костюмах.

 

Дети выходят под русскую народную музыку, исполняют танец. 

 

Дети (стоя в полукругу  по очереди):  

- Собрались мы позабавиться,

- поиграть,

- пошутить,

- посмеяться,

- осень встретить,

- гостей приветить!

Выходит хозяйка.

- Здравствуйте, гости дорогие, и маленькие, и большие!

В гости вас давно ждала, славно дом я убрала!

Здесь, для вас, гостей дорогих,
Будет праздник большой, 
Праздник радостный!
По обычаю старинному,
Называется  Осенинами.

В благодарность за осенние дары
Осенины отмечали на Руси!

- Проходите в дом, садитесь и друг другу улыбнитесь!

 

- Сядем рядком да поговорим ладком: в осеннее ненастье на дворе 7 погод: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт, а снизу метёт. Ребята, а давайте с вами вспомним русские народные осенние приметы.

 

Дети называют приметы:

Гром в сентябре – к тёплой осени

Листья рано опадут  – зима будет ранней

Много снега в ноябре – год будет урожайным

Снег выпал ранней осенью – жди раннюю весну

Тёплая осень – к долгой зиме

Мало грибов и ягод в лесу – зима будет морозной

Большие муравьиные кучи – к суровой зиме

Поздний листопад – год будет неурожайным

У зайцев шерсть побелела – зима близко

 

- Ребята, а вы знаете, что ни одни посиделки на Руси не обходились без шуток, плясок, песен? Хорошая песня дух бодрит! 

Песня-хоровод  «К нам гости пришли»

 

Игра  «Аленький цветочек»

Аленький цветочек, словно огонечек

(дети идут хороводным шагом)

Раз, два, три - повернись, Алена ты!

(названный ребенок поворачивается спиной в круг)

Игра продолжается до тех пор, пока не повернется

последний ребенок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

Аленький цветочек, словно огонечек

Раз, два, три, четыре. пять - повернулись все опять!

 

Игра «Петушок»

Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот бежит!

- Ку-ка-ре-ку!

(Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.)

 

Ребёнок: Мы и пели, и играли,
                  Так, что ноженьки устали!
                  Но какое веселье без шуточек,
                  Без потешек да прибауточек?

                  Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,

                  Щелкают орешки да творят насмешки.

1.Чудо, чудо-чудеса, на пеньке стоит лиса,

Палочкою машет, а зайчата пляшут.

 

2. Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю!

На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.

Шея не ворочается, а посмеяться хочется.

 

3. Да разве это чудо? Я еще чуднее видел!

Стучит-бренчит по улице — Фома едет на курице,

Тимошка —- на кошке по кривой дорожке.

 

4. Да разве это чудо? Я еще чуднее слыхала:

Плыли утром по реке два барана в челноке,

Черный с удочкой, белый с дудочкой.

Черный рыбку ел, белый песню пел.

 

5.Да разве это чудо? Я ещё чуднее знаю:

На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.
Малы деточки поросяточки
По сучкам сидят, по верхам глядят,
По верхам глядят, улететь хотят.

 

6.Эх! Это что! А вот со мной случай был!

Лети пуля, жужжит… Я вбок – она за мной…

Я в другой – она за мной

Я упала в кусты – она хвать меня в лоб!

Я цап рукой! Ан, а это жук!

 

7.А я на ярмарку ходила

И платок себе купила.

И на празднике у вас

Потанцую я  сейчас!

 

Танец «Как на нашем на лугу»

 

Хозяйка: Эй, девчонки-хохотушки! Не пора ли спеть частушки, а ребята тоже в станут, от девчонок не отстанут!

 

Дети исполняют частушки:

1.У рябины, у сосёнки
Тоненькие веточки,
А мы бойкие девчата,
Все мы как конфеточки!

 

2.Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!

 

3.Рассыпайся, горох,

С грядки на грядку.

Разойдись-ка, народ,

Я пойду в присядку

 

4.Я залезу на берёзу.

Ух, какая высота.

Посмотрю по сторонам,

Ух какая красота.

 

5.На окошке два цветочка голубой, да аленький

Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький

 

.На столе стоит квашня,

А в квашне-то тесто.

Мама, папа, до свиданья:

Я уже невеста!

 

7.Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

8.Красных ягод мы сорвали,
Бусы мы надели.
Налетели снегири
И все бусы съели!

Хором: Мы частушки вам пропели,
              Постарались от души,
              Хороши частушки наши,
              И мы тоже хороши!

 

Хозяйка: Сядем рядышком на лавке,
                 Вместе с вами посижу.
                 Загадаю вам загадки,

                 Кто смышленей – погляжу.

               

1.Кто приходит, кто уходит,

все ее за ручку водят. (дверь)

 

2.В избе изба, на избе труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ,

а тушить не идет (печка)

 

3.Под крышей ножки,

а на крыше — суп да ложки (стол)

 

4.Кланяется, кланяется,

придет домой — растянется (топор)

 

5. И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает (самовар)

 

6.Железный конь

Скачет в огонь (кочерга)

 

7. Коротышка подпоясан
По квартире ходит плясом.
Пустился вприсядку –
Сгрёб мусор в охапку (веник)

 

 

Ребёнок:  Ой, смотрите: из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор!

Выходит взрослый-дед

Дед: Здорово, ребята!

Дети: Здравствуй, дедушка Егор. Зачем пажаловал?

Дед: Какой забор? Я на заборе не сижу, за девчатами не гляжу! Старый стал! А вот поиграть с вами — поиграю!

 

Игра «Как у дедушки Егора было семеро детей».

(Дети стоят по кругу, Егор центре. Все поют: «Как у дедушки Егора было семеро детей. Они не пили, не ели. друг на друга все глядели, разом делали вот так!» Дед показывает любое движение, дети повторяют, игра продолжается)

 

Дети: А теперь мы с тобой поиграем!

 

 Игра «Ворон»

Дети стоят по кругу. «ворон» (дед) - в центре.

Ой, ребята, та-ра-ра. На горе стоят гора.

(дети дробным шагом идут к центру)

А на той горе – дубок,

(так же отходят назад)

А на дубе воронок.

(ворон кружится, разведя руки в стороны)

Ворон в красных сапогах. В позолоченных серьгах.

Сидит ворон на дубу

(все танцуют, выставляя ногу на пятку)

Он играет во трубу.

(имитируют игру на дудке)

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная

(хлопают в ладоши, пляшут)

«Ворон» после песни протягивает «крыло» между стоящими рядом детьми, и они на слова «Раз, два, три - беги!» бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до «ворона» и дотронется до его «крыла», тот и становится новым вороном.

 

Песня-хоровод  «Со вьюном я хожу»

 

Хозяйка: Посиделки хороши,

повеселились от души.

Делу время, потехе час!

Расставаться пора на этот раз.

Но просим в знак уваженья отведать наше угощенье,

Подходите к столу, не стесняйтесь,

Чаем, сдобой угощайтесь! (Гости проходят к столу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

1. Дети выходят под русскую народную музыку, исполняют танец.  

2.Дети называют приметы

3. Песня-хоровод  «К нам гости пришли»

4.Игра  «Аленький цветочек»

5.Игра «Петушок»

6.Танец «Как на нашем на лугу»

7. Песня-хоровод  «Со вьюном я хожу»

Цели

Цель: приобщение детей к народному творчеству и русским народным традициям.

Задачи:

·        Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие и красоту русского фольклора.

·        Знакомить с народными традициями.

·        Воспитывать любовь и интерес к музыке.

·        Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.

·        Развивать выразительность речи, выразительность образа в игре, пении, в танце, развивать память, мышление, воображение.

·        Приобщать детей к творческому самовыражению, свободному общению со

·        сверстниками.

Ожидаемые результаты

Дети приобщены  к народному творчеству и русским народным традициям. Показали своеобразие и красоту русского фольклора. Познакомили с народными традициями. Воспитали любовь и интерес к музыке.

 

Условия

Для участия в мероприятии  учащиеся или их законные представители подают заявку через АИС "Навигатор".

Контактные лица

Коченова Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования, 89248103696

Длительность

180 минут

Стоимость

Бесплатно

Материально-техническая база

Используется оборудование, полученное учреждением в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка".