Обзорный информационно-познавательный час "Профессия-журналист"

I. Основная часть

Сегодня, ребята, наш классный час мы с вами посвятим профессии журналиста. Эта профессия связана со СМИ.

—  Как вы думаете, ребята, что означает аббревиатура СМИ?

Вы абсолютно правы, очень часто мы слышим по радио, телевизору, в новостях выражение «все СМИ сообщили». СМИ - это средства массовой информации.

К средствам массовой информации мы относим:

•     газеты;

•     журналы;

•     книги;

•     радио;

•     телевидение;

•     Интернет.

Сегодня у нас с вами на партах различные газеты, журналы, статьи, которые помогут нам определить, кто отвечает за то, чтобы информация, которую мы получаем из СМИ, была качественной.

-     В средствах массовой информации работают люди разных профессий. Давайте подумаем, какие разновидности журналистской профессии существуют? {Обозреватель, дизайнер, репортер, комментатор, корреспондент, редактор, фоторепортер, главный редактор, оператор, звукорежиссер.)

(На доске написано слово «журналист». Учащиеся называют, учитель записывает, составляя на доске ассоциограмму.)

Журналистские профессии
Как видите, ребята, вы сами определили, что для того, чтобы газе­та, журнал, теле- или радиопередача вышли в эфир, необходимо, чтобы целая команда людей обеспечила своевременную работу СМИ.

Давайте подумаем, чем занимается журналист, выполняя тот или иной вид своей работы.

Репортер

Одним из первых, если не самый первый, к месту событий приезжает репортер.

Д ля того чтобы информация была проверенной и правдивой, из редакции выезжает репортер - человек, который рассказывает о произошедшем непосредственно с места событий. Репортер должен обладать многими умениями: он должен уметь внимательно слушать, быстро записать информацию на диктофон, осмотреть место событий, опро­сить одного или нескольких людей, если в этом есть необходимость.

Для того чтобы репортер мог вовремя попасть к месту мероприятия, которое будет проводиться, например, на праздник, открытие стадиона, многие СМИ заранее получают информацию о тех меро­приятиях, которые будут проходить в городе, стране, мире. Зная заранее о мероприятиях, репортеры приезжают, чтобы вовремя получить информацию и своевременно передать ее в свою редакцию. Как вы думаете, трудна ли профессия репортера?

-      По вашему мнению, за что отвечает репортер?

(Классный руководитель показывает учащимся снимки в журналах и газетах.)

-      О какой профессии пойдет разговор?

-      Какое значение для газеты или журнала имеет профессия фотографа?

-      Какой из снимков вам понравился и почему?

Фотограф, фоторепортер

Вместе с репортером очень часто по заданию редакции выезжает фотограф. Он должен сделать снимки того, что описывает репортер. Главным достоинством фотографа является умение делать качественные фотографии. Многие фотографы-журналисты участвуют в издании книг со своими фотографиями, проводят фотовыставки. После того как фотограф привозит снимки в редакцию, он отдает их художественному редактору, который определяет качество снимков и те из них, которые будут опубликованы в печати.

Многие фотографы выполняют и обязанности репортера. Они делают снимки и одновременно сообщения.

Обозреватель

Следующая профессия, о которой мне хотелось бы рассказать, - это профессия обозревателя.

Обозреватель - это журналист, который делает статьи в какой- либо области знаний. Например, может быть журналист - политический обозреватель, спортивный обозреватель. Это человек, который хорошо знает, о чем и о ком можно и нужно писать в определенной области. Иногда среди обозревателей встречаются люди, у которых есть не только журналистское образование, но и экономическое, юридическое или какое-либо другое.

-      Как вы думаете, зачем обозревателю еще одно образование?

-      Может ли это помочь ему в работе?

Дизайнер

Я прошу вас, ребята, полистать журналы, посмотреть их и ответить, какой из них вам понравился больше всего и почему. Еще одна важная профессия - это профессия дизайнера.

Всем приятно взять в руки газету и журнал, которые выглядят красиво и необычно. Некоторые телепередачи мы сразу узнаем, потому что их оформление и дизайн нельзя спутать ни с каким другим. Этим занимается дизайнер, который делает внешнее оформление издания или передачи, подбирает шрифт написания статьи в газете или журнале.

Я прошу вас, ребята, внимательно посмотреть на экран.

(На экране - слайды с демонстрацией работы спортивного комментатора.)

Очень важной профессией является профессия комментатора. Комментатор - это человек, который комментирует происходящее с места событий. От того, как комментируется событие, будет зави­сеть, как люди будут воспринимать информацию. С работой коммен­татора вы знакомы, если увлекаетесь спортивными передачами.

Если бы мы сейчас могли задать вопрос вашим бабушкам или дедушкам, какого комментатора XX века они могли бы назвать, они гут же вспомнили бы фамилию Н.Н. Озерова, комментатора, ко­торого знала вся страна. Я прошу вас внимательно посмотреть на снимок, где он запечатлен во время комментирования спортивных событий с Олимпийских игр.

Корреспондент

Есть такая профессия в журналистике, как корреспондент или специальный корреспондент. Корреспондент - это журналист, который может выезжать на место событий по заданию редакции в самые отдаленные точки страны или мира. Оттуда он может привести не только одну статью, но даже серию статей о чем-либо или о ком-либо. В российской журналистике много журналистов, которые являлись и являются специальными корреспондентами газет, журналов или телеканалов.

Сегодня я хочу вас познакомить с журналистом, специальным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» В. Песковым. А в какой области знаний он большой специалист, вы определите сами. После прочтения я попрошу вас ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):

-      В какой рубрике пишет статьи автор?

-      Как называется статья?

-      О чем идет речь в статье?

-      Понравился ли вам рассказ В. Пескова?

-      Хотели бы вы прочитать другие его статьи вместе со своими мамами и папами?

(Учащиеся читают отрывок статьи «Родня Байкала» из рубрики «Окно в природу», газета «Комсомольская правда» от 27 марта 2008 года.)

На земле много разных озер. На равнинах с течением лет они стареют, зарастают, превращаются в болота. Обычно они неглубокие, благодаря растительности богаты разного рода живностью.

В горах есть озера, образованные завалами скал. Они живописны в обрамлении лесов и гор, но пугающе безжизненны.

И есть еще озера очень глубокие, в которых запас пресной воды на тысячи лет. Эти озера образованы разломами земной коры. Толща воды холодна, у поверхности летом она прогревается, но не сильно - купальщиков сюда не тянет.

К числу таких озер относится озеро Танганьика в Африке, а у нас - озеро Байкал, самое глубокое озеро в мире, 2000 метров глубины. И там же, в Сибири, в Горном Алтае, есть родня Байкала - Телецкое озеро. Оно такое же глубокое, как и озеро Байкал, в него впадает много речек, а вытекает, так же, как Ангара из Байкала, всего одна быстрая река Бия.

Озеро Байкал иногда называют морем. Телецкое озеро по сравнению с ним выглядит маленьким голубым червячком. С этим озером местные народы связывают много легенд.

Его иногда называют Золотым озером. Когда-то в окрестностях Телецкого озера добывали золото, здесь был найден слиток золота весом в 25 килограммов.

Давайте попробуем ответить на вопросы, которые записаны на доске. Чтобы прочитать другие интересные статьи о природе этого журналиста, вы можете вместе со своими родителями зайти в полный архив рубрики «Окно в природу».

 

 

Редактор

Еще одна очень важная профессия в журналистской работе - это профессия редактора.

Все статьи, которые приносят журналисты в номер или передачу, попадают на стол к редактору, который читает статьи, оц­нивает их качество, определяет, можно ли статью печатать, отдает статью на доработку или правку журналисту. Редактор не только определяет качество статьи, но и правит текст, если в этом есть необходимость.

-      Как вы думаете, всегда ли только фотограф с репортером выезжают на место событий?

Вместе с ними может выезжать оператор или операторская группа, куда входят разные специалисты. Предположим, нужно рассказать о каком-то человеке или важном событии. В задачу оператора входит передача события как можно достовернее.

Если передача пойдет в эфир, необходимо, чтобы были четкими изображение и звук, поэтому в телерадиокомпаниях огромное значение имеет работа звукоинженера.

Во главе каждой редакции журнала, газеты, телевизионного канала стоит человек, должность которого главный редактор.

Именно главный редактор подписывает номер в печать, на нем лежит ответственность, если информация окажется ложной или непроверенной. В некоторых изданиях главный редактор пишет вступительную статью к номеру, во многих изданиях на внутренней стороне первой страницы или на последней странице можно прочитать информацию о том, кто входит в состав редакционной коллегии, кто является главным редактором.

Я предлагаю вам сейчас внимательно посмотреть газеты и журналы, которые вы получили перед началом нашего информационного часа, и определить, есть ли в них указание, кто является главным редактором, какие профессии есть в редакциях газет и журналов.

(Учащиеся выполняют задание и отвечают на вопросы классного руководителя.)

-     Ребята, вы узнали о многих журналистских профессиях. Как вы думаете, профессия журналиста трудная?

-     Каким человеком должен быть журналист, чтобы писать правду о людях, событиях, фактах?

-     В названии нашего информационного часа есть слова: «Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете». Как вы их понимаете?

Действительно, профессия журналиста увлекательная, интересная, но очень трудная. Для того чтобы написать несколько строчек, журналисту приходится порой не спать, ехать в отдаленные точки нашей Родины, встречаться с опасностью. Журналисту необходимо умение не только писать статьи, но и слушать людей, слышать их проблемы, беды и радости, быть честным, трудолюбивым, надежным товарищем, профессионалом своего дела. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, тоже посвятит себя журналистской профессии, но для этого надо много и упорно трудиться.

А теперь, ребята, я предлагаю вам вспомнить все то, о чем мы говорили, и выполнить несколько интересных заданий.

Задание 1. В одном большом волшебном слове зашифрованы журналистские профессии. Попробуйте их прочитать и назвать:

 

 

ОБоЗрЕваТЕЛьдиЗаЙнЕРПРОдавЕЦцРепОРТтеК КомМЕНтаТоРМУЗыкаНТКоРРеспондеНТРеДАКтор ФОтоРЕПортеРОпеРАторЗВУКоинЖЕнеР.

Задание 2.Отгадайте загадки.

Чтоб узнать про то и это,

В руки мы берем... (газету).

Он красивый, толстый очень.

В нем узнаешь что захочешь.

Я читать его устал,

А зовут его... (журнал).

Он на сборы быстр и скор,

Потому что... (репортер).

Кто забил седьмую шайбу,

Кто - команда-триумфатор,

Кто играет не по правилам,

Нам расскажет... (комментатор).

Этот ящик всем знаком,

Прописался в каждый дом.

Его любит вся семья,

Обожаю его я.

Все расскажет, объяснит,

Всех вниманьем одарит.

Стал он всем нам очень близок.

Что же это? (Телевизор.)

Все на камеру снимает,

Ничего не пропускает.

Говорит всегда: «Стоп - кадр» -

Настоящий... (оператор).

 

- Спасибо, ребята! Я думаю, что вы узнали много интересной и полезной информации.

 

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа.

План

1. Орг.момент

2. Поход в детскую библиотеку.

2.Практическое задание

3. Ответы на вопросы по профессиям.

4. Отгадывание загадок, выполнение интересных заданий.

5. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа.

Цели

Цель:  пополнение знаний школьников о профессиях, ознакомление учащихся с профессий журналиста.

Задачи:

1.  Показать роль и значение профессии журналиста в освещении событий в стране и мире.

2.  Вызвать чувство уважения к людям - представителям журналистской профессии, помогающим делать нашу жизнь интереснее и лучше.

3.   Способствовать развитию умения слушать, понимать информацию.

Ожидаемые результаты

Пополнили знания школьников о профессиях, познакомились с профессий журналиста. Показали роль и значение профессии журналиста в освещении событий в стране и мире.  Вызвали чувство уважения к людям - представителям журналистской профессии, помогающим делать нашу жизнь интереснее и лучше. 

Условия

Для участия в мероприятии учащиеся или их законные представители подают заявку через АИС "Навигатор".

Контактные лица

Коченова Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования, 89144362793

Длительность

100 минут

Стоимость

Бесплатно.

Материально-техническая база

Используется оборудование, полученное учреждением в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка".