Занятие «Народный праздник Покров» для детей 5-6 лет

Дети сидят на стульях полукругом

1. Беседа об осени

Педагог:

- Дети, отгадайте загадку:

                    Пришла без красок и без кисти

                      И перекрасила все листья

- Почему вы так думаете? (предложить объяснить свое мнение)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какие осенние признаки вы можете вспомнить и назвать? (Дни становятся короче, погода становится холоднее, все реже светит солнце, чаще идет дождь…)

- Осень делиться на два совершенно разных периода: раннюю и позднюю.

- Посмотрите на картины и скажите на какой картине изображена ранняя (поздняя) осень. Объясните почему вы так решили (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е.  «Октябрь»)

- Как вы думаете, ранняя осень – какая? (Радостная, золотая, пышная, богатая, разноцветная, солнечная, щедрая урожаем)

- Поздняя осень – какая? (Грустная, неприглядная собой, скучная, унылая, поздняя, пасмурная, с тяжелыми тучами на небосводе…)

2. Народный праздник Покров

 - Знаменита осень народным праздником «Покров». Вам знакомо слово «Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает?

- Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие…)

- Старые люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Что это значит? (ответы детей)

- Какие головные уборы носили женщины в старину? (Платок, косынку, шаль) В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова должна быть всегда покрыта.

- Платок – это что такое? (Предложить рассмотреть и сделать вывод, что платок – головной убор квадратной формы; косынка – это половинка, то есть разрезанный по «косой» квадрат ткани; шаль – платок большого размера, часто с красивой бахрамой по краям)

- Ребята, посмотрите на изображение платка, косынки и шали. (Детям предлагается закрепить свои знания и еще раз показать платок, косынку и шаль, и назвать характерные отличия)

- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову сейчас? (В день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм могут заходить женщины и даже девочки тоже с покрытой головой)

(Детям предлагается посмотреть на слайд и обратить внимание на покрытую голову невесты)

4. Игра «Облупа»

- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

(Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот  и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

Дети садятся на стулья.

5.Происхождение праздника «Покров»

- Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом – снежным покрытием, как покрывалом.)

- Вам интересно узнать о происхождении праздника?

- По преданию один священнослужитель и его ученик во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и незгод. С тех пор и возник праздник -  именно в тот день, когда и было это видение.

- Посмотрите, ребята, на изображение Богородицы, которое называется икона.

6.  Покровские ярмарки

 - Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.

- Вы хотите побывать на ярмарке?

(Дети хором повторяют скороговорку)

                   Еле-, Еле-, Елизар

                   Едет, едет на базар.

                   А с базара, а с базара

                   Не догонишь Елизара

- Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!

(Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали. Девочки одевают на плечи шали)

- Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома.

- Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.

Дети садятся на стулья.

- Отгадайте, какими цветами украшали шали?

(демонстрация иллюстраций с изображением цветов)

                        Вот чудесные цветы

                        Небывалой красоты  

                        Яркие, пахучие

                        Ай, ай, ай! Колючие! (Роза)

 

                        Стоит в поле кудряшка –

                       Белая рубашка,

                       Сердечко золотое

                       Что это такое? (Ромашка)

 

                        Не зовет на перемену

                        И обратно на урок,

                        Потому что это просто

                        Голубой лесной цветок (Колокольчик)

 

                       Нам запах свежести лесной

                       Приносит поздней весной

                       Цветок душистый, нежный,

                       Из кисти белоснежной (Ландыш)

- Посмотрите на экран и вы увидите какие еще бывают разные по расцветке Павлопосадские шали и платки. Обратите внимание на фон платка, растительный орнамент. (Дети по очереди описывают понравившийся им платок)

7. Русская народная игра «Арина»

- Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг.

Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза.

Все водят хоровод и поют:

                                          Долгая Арина

                                          Встань выше овина,

                                          Рученьки сложи,

                                          Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:   

                                         Хожу, гуляю вдоль каравая,

                                         Вдоль по караваю.

                                         Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети садятся на стулья.

8. Итог занятия

- Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров)

- А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны)

- С чем мы сегодня еще познакомились на занятии? (С Павлопосадскими шалями и платками)

9. Изготовление салфеток

- Ребята, мы с вами заранее приготовили салфетки и сделали бахрому. Сегодня мы будем украшать салфетки цветами. Для этого нам понадобятся трафареты и краски (Рисование цветов с помощью трафаретов на салфетках).

Дети садятся за столы, на которых приготовлены салфетки, трафареты и краски. Дети выполняют работу, педагог оказывает индивидуальную помощь.

После окончания работы дети встают полукругом, в руках держат свои работы.

Дети « змейкой» выходят из группы.

План

1. Организационный момент

2. Основная часть

3. Заключительный момент

Цели

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

 

Задачи:

1.    Обучающие:

·      Развитие умения выделять признаки ранней и поздней осени, сравнивать пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);

·      Знакомство детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;

·      Знакомство с традицией изготовления Павлопосадских шалей, как произведения искусства.

2.    Развивающие:

·      Способствовать развитию устойчивого интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа;

·      Способствовать развитию эмоционально-эстетических чувств, оценок, суждений;

·      Развитие умения применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов);

·      Развитие интереса к художественному слову (загадки, эпитеты, стихи).

3.    Воспитательные:

·      Вызвать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;

·      Формирование сообразительности, артистичности, дружеских качеств, культуры общения;

·      Формирование аккуратности в выполнении работы (рисование на ткани с использованием трафаретов).

Ожидаемые результаты

·      Дети познакомятся с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения;

·      Научатся выделять признаки ранней и поздней осени, сравнивать пейзаж (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»);

·      Будут применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создадут нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов);

·      У детей проявится интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции

Условия

Заявку можно подать на сайте "Навигатор дополнительного образования Забайкальского края"

Контактные лица

Михалева Оксана Владимировна, к/т 8-924-384-79-56

Длительность

25 минут

Материально-техническая база

·      Мультимедийная презентация «Покров»,

·      Видеопрезинтация  «Павлопосадские шали»

·      Репродукции картин (Левитан И.И. «Золотая осень», Волков Е.Е. «Октябрь»).

·      Салфетки из ткани,

·      Краски, трафареты для украшения «шалей»