Воспитатель: Дети вы любите сказки, присаживайтесь я вам её расскажу.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил – был могучий, красивый народ. Всем сердцем любили эти люди свою землю. Любовались ею, воспевали в своих песнях и сказках. Умели, они и создавать красоту. Все, что они делали из дерева для дома (короба, полочки, ложки) они украшали яркой, нарядной росписью.
Самой лучшей мастерицей была Даша. Простые предметы её кисточки превращались в сказочные. Велел царь забрать её во дворец, но Даша не захотела жить во дворце и убежала. Превратилась она в прекрасную Жар – птицу. И стала летать с тех пор над землёй и ронять свои перья. Кто найдет их, превращается в мастеров. Ребята я думаю, что каждый хотел бы найти такое перо Жар – птицы.
Дети: Да!
Воспитатель: Кто догадался, о каких мастерах говорится в этой сказке?
Дети: Городецкие мастера.
(Подойти к мольберту)
Воспитатель: Правильно ребята. Это они расписывали предметы яркими красками. Давайте расмотрим предметы с городецкой росписью. Обратите внимание, какие они яркие и праздничные. Какими элементами городские мастера украшали свои изделия.
Дети: Цветы, листья, птицы, лошади.
Воспитатель: Для чего мастера используют белый цвет?
Дети: Белый цвет оживляет узор.
Воспитатель: Правильно ребята
Ребенок: Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему она так называется?
Усаживайтесь, поудобнее и посмотрим (видео)
Ребенок: Есть на Волге город древний
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Дидактическая игра: «Узнай росписи»
Воспитатель: Угадайте, дети, где нарисованы городецкие узоры.
Почему вы думаете, что образец составлен городецкой росписи?
Дети: Потому что здесь нарисованы бутоны и сочетание цвета розовый с красным (голубой с синим), также как и в городецких узорах.
Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева.
Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?
Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?
Дети: (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы). Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займем свои рабочие места.
Воспитатель: Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть у вас? Каких цветов не хватает?
Дети: Розовых и голубых.
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Надо смешать краски.
Воспитатель: Какие краски надо смешать, чтобы получить розовый цвет?
Дети: В белую краску добавить немного красной.
Воспитатель: А как получить голубой цвет?
Дети: В белую краску добавить синий цвет.
Воспитатель: С какого элемента вы начнете рисовать гирлянду?
Дети: С центрального бутона.
Воспитатель: На доске вы видите образец написания цветка, который называется купава, его поэтапное выполнение. 1 этап называется подмалевок - изображение голубого круга в центре листа, 2-ой оттеневка Синей краской «глазки, дужки» и лепестки; и 3-ий оживка - белой и черной краской выполнены завитки, точки)
Пальчиковая гимнастика: «Аленький цветочек»
У нас в саду расцвел цветок,
(цветок с закрытыми лепестками)
Чтоб стал красив он и высок,
(цветок с открытыми лепестками)
Раскрыл на утро лепестки,
(пальцы врозь, вместе)
Должны работать корешки!
(корни)
Вы можете выбрать для изображения один из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумать свой узор.
Самостоятельная работа детей.
(Дети рисуют под муз. сопровождение рус. нар. мел. "Во саду ли во городе...")
Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. В процессе работы воспитатель помогает детям, советует – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.
Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Синим цветом выполняем оттеневку: рисуем синий круг, потом на каждом круге изобразить маленькие кружки-"глазки", красные на розовых бутонах, синие на голубых. Маленький кружочек на половину заходит на большой круг. Под кружочком рисую дужку. Давайте немножко отдохнем, пока подсыхает краска.
Физминутка:
Вот большой стеклянный чайник
(руки на поясе, живот надут)
Очень важный как начальник
Вот фарфоровые блюдца
Только стукни, разобьются
(кружаться на месте)
Вот серебрянные ложки
Голова на тонкой ножке
(руки сомкнуты над головой)
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес
(руки вытянуть вперед)
А тарелки расписные
Посмотрите вот какие
(рисуют в воздухе)
Все хотим вам показать
И скорее дорисовать.
И последний этап, когда бутон высохнет, делаем белой краской оживку.
Итог: Дети развешивают свои работы на магнитной доске. Ах, какие чудесные тарелочки у вас получились. Вы настоящие мастера! Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа!».
И сегодня вечером ваши родители смогут полюбоваться вашими расписными декоративными тарелочками.
План
1. Организационный момент
2. Основная часть
3. Заключительная часть
Цели
Цель: Знакомство детей с историей возникновения Городецкого промысла. Научить умению рисовать элементы росписи: цветок купава, листок.
Задачи:
Упражнять детей в смешивании красок для получения розового и голубого цветов.
Продолжать учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды, сочетая в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим.
Развивать чувство цвета, воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.
Развивать интерес и любовь к народному искусству.
Ожидаемые результаты
Дети научились смешивать краску для получения розового и голубого цветов.
Дети умеют составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды, сочетая в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим.
У детей развивается чувство цвета, аккуратность в работе, самостоятельность.
Дети проявляют интерес и любовь к народному искусству.
Условия
Заявку можно подать на сайте "Навигатор дополнительного образования Забайкальского края"
Контактные лица
Мурашова Ольга Владимировна, воспитатель, 8-914-525-83-58
Длительность
Материально-техническая база
шаблон тарелочки, гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с изображением городецкой посуды, образец с поэтапным выполнение цветка "купава"