«Коллоидный сад»
Произвольный рост нитей:
1. Откройте одну баночку с силикатным клеем;
2. Высыпьте из одного эппендорфа с порошком несколько крупинок на кончик деревянной палочки;
3. Перенесите кристаллы с палочки в баночку с силикатным клеем;
4. Повторите пп.2-3 для второго порошка;
5. Если вы считаете, что порошков недостаточно, добавьте их ещё в баночку;
6. Как только кристаллы упали на дно баночки, наблюдайте, что с ними происходит. Возвращайтесь к баночке каждые 15 минут и фиксируйте изменения. Не двигайте и не трясите баночку, пока нити растут.
Контролируемый рост нитей:
1. Откройте баночку с силикатными клеем;
2. Наберите с помощью пипетки 0,5 мл раствора из одного эиппендорфа и закройте эппендорф;
3. Опустите пипетку на дно баночки и начинайте медленно надавливать на пипетку;
4. Вы увидите, как из пипетки сразу начинают расти нити. В нашем случае нити получаются достаточно толстые;
5. Повторите пп.2-3 для второго раствора;
6. Вы также можете добавить в баночку оставшиеся кристаллы после первого эксперимента.
Результат: Вокруг кристаллов солей образуется пленка из нерастворимых в воде соединений. Внутри этой пленки содержится больше соли, чем снаружи, из-за чего внутрь пленки проникает вода – образуется пузырь. Потом он лопается, и из него продолжают расти нити с пленкой вокруг. Процесс продолжается до тех пор, пока не израсходуется вся соль.
«Волшебный фонарь»
Приготовление раствора люминола
1. Надень перчатки;
2. С помощью мерной пробирки отмерь 80 мл (два раза: 50 мл и 30мл) воды и вылей в большую пробирку;
3. В большую пробирку добавь таблетку гидроперита, плотно закрой пробирку крышкой и взбалтывай ее, пока таблетка полностью не растворится;
4. Высыпь в большую пробирку люминол и гидроксид натрия. Плотн6о закрой большую пробирку крышкой и взболтай ее, чтобы порошок растворился;
5. Раствор люминола готов.
Длительное свечение
1. Перелей половину раствора из большой пробирки в мерную пробирку (до 40 мл). Закрой мерную пробирку и отложи ее в сторону;
2. Порошок из эппедорфа с красной кровяной солью (с красным стикером) порционно добавляй к раствору люминола в большой пробирке и круговыми движениями взбалтывай ее. Если высыпать весь порошок сразу, свечение закончится практически моментально и ты не сможешь его тщательно разглядеть;
3. Новую порцию порошка добавляй только после того, как перестанешь наблюдать свечение;
4. Как только заметишь, что свечение не появляется даже после очередного добавления порошка красной кровяной соли, эксперимент считать завершенным;
5. Вылей раствор из большой пробирки, тщательно промой ее водой и переходи ко второму эксперименту.
2. Яркое, быстрое свечение
1. Перелей оставшийся раствор люминола из мерной пробирки в большую пробирку. Мерную пробирку тщательно промой водой;
2. Приготовь в мерной пробирке раствор красной кровяной соли: добавь 30 мл воды и высыпь содержимое эппендорфа с красным стикером, закрой крышкой и тщательно перемешай;
3. С помощью пипетки по каплям добавляй раствор красной кровяной соли в пробирку с люминолом.
Результат: Пероксид водорода – это вещество, которое под действием катализатора распадается на воду и кислород. В нашем случае катализатор – это красная кровяная соль (ККС). Добавив к раствору люминола ККС, мы освобождаем из пероксида водорода кислород. Этот кислород взаимодействует с люминолом, и образуется крайне неустойчивое соединение, которое практически моментально переходит в свою устойчивую форму. Именно при этом переходе возникает свечение, которое ты наблюдаешь в данном эксперименте. Такой процесс называется хемилюминесценцией.
План
Вступительное слово: 5 минут
Объяснение правил при работе в кабинете и с опытами: 5 минут
Объяснение опытов и подготовка оборудования: 5 минут
Проведение опытов учащимися: 15 минут
Выводы по опытам: 5 минут
Ответы на вопросы: 5 минут
Уборка рабочего места: 5 минут
Цели
Цель: способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
Задачи:
1.Формировать у детей предпосылки исследовательской деятельности;
2. Развивать мыслительные способности (сравнение, обобщение);
3. Развивать самостоятельность и наблюдательность;
4. Изучить свойства медного купороса и хлорида железа, силикатного клея;
5. Изучить свойства люминола, гидроксида натрия, красной кровяной соли (ККС).
Ожидаемые результаты
В предоставленной работе участники обобщают и закрепляют знания, полученные на мероприятии. Расширяют общий кругозор и повышение познавательного интереса. Формируют навыки коллективной работы, потребности взаимопомощи. Развивают навыки логического и абстрактного мышления, внимания, памяти, включают интуицию, воображение. А также самостоятельно проводят опыты, изучают химические вещества и их реакции при взаимодействии с другими объектами.
Условия
заявки подаются за один день до окончания мероприятия
Контактные лица
Астраханцева А.С., учитель биологии, химии
Длительность
Стоимость
бесплатно
Материально-техническая база
1опыт:
1. Силикатный клей — 2 шт.;
2.Медный купорос (порошок);
3.Медный купорос (раствор);
4.Хлорид железа (II) (порошок);
5.Хлорид железа (II) (раствор);
6.Пипетка Пастера (1 мл) — 1 шт.;
7.Деревянная палочка — 1 шт.;
8.Перчатки — 1 пара.
2.опыт
1.Большая пробирка;
2. Мерная пробирка;
3. Люминол;
4.Гидроксид натрия;
5.Красная кровяная соль (ККС);
6.Пероксид водорода (в составе гидроперита);
7.Защитные перчатки;
8. Пипетка Пастера.