«Химия вокруг нас»

«Коллоидный сад»

Произвольный рост нитей:

1.                Откройте одну баночку с силикатным клеем;

2.                Высыпьте из одного эппендорфа с порошком несколько крупинок на кончик деревянной палочки;

3.                Перенесите кристаллы с палочки в баночку с силикатным клеем;

4.                Повторите пп.2-3 для второго порошка;

5.                Если вы считаете, что порошков недостаточно, добавьте их ещё в баночку;

6.                Как только кристаллы упали на дно баночки, наблюдайте, что с ними происходит. Возвращайтесь к баночке каждые 15 минут и фиксируйте изменения. Не двигайте и не трясите баночку, пока нити растут.

Контролируемый рост нитей:

1.                Откройте баночку с силикатными клеем;

2.                Наберите с помощью пипетки 0,5 мл раствора из одного эиппендорфа и закройте эппендорф;

3.                Опустите пипетку на дно баночки и начинайте медленно надавливать на пипетку;

4.                Вы увидите, как из пипетки сразу начинают расти нити. В нашем случае нити получаются достаточно толстые;

5.                Повторите пп.2-3 для второго раствора;

6.                Вы также можете добавить в баночку оставшиеся кристаллы после первого эксперимента.

             Результат: Вокруг кристаллов солей образуется пленка из нерастворимых в воде соединений. Внутри этой пленки содержится больше соли, чем снаружи, из-за чего внутрь пленки проникает вода – образуется пузырь. Потом он лопается, и из него продолжают расти нити с пленкой вокруг. Процесс продолжается до тех пор, пока не израсходуется вся соль.

 «Волшебный фонарь»

Приготовление раствора люминола

1.                Надень перчатки;

2.                С помощью мерной пробирки отмерь 80 мл (два раза: 50 мл и 30мл) воды и вылей в большую пробирку;

3.                В большую пробирку добавь таблетку гидроперита, плотно закрой пробирку крышкой и взбалтывай ее, пока таблетка полностью не растворится;

4.                Высыпь в большую пробирку люминол и гидроксид натрия. Плотн6о закрой большую пробирку крышкой и взболтай ее, чтобы порошок растворился;

5.                Раствор люминола готов.

Длительное свечение

1.                Перелей половину раствора из большой пробирки в мерную пробирку (до 40 мл). Закрой мерную пробирку и отложи ее в сторону;

2.                Порошок из эппедорфа с красной кровяной солью (с красным стикером) порционно добавляй к раствору люминола в большой пробирке и круговыми движениями взбалтывай ее. Если высыпать весь порошок сразу, свечение закончится практически моментально и ты не сможешь его тщательно разглядеть;

3.                Новую порцию порошка добавляй только после того, как перестанешь наблюдать свечение;

4.                Как только заметишь, что свечение не появляется даже после очередного добавления порошка красной кровяной соли, эксперимент считать завершенным;

5.                Вылей раствор из большой пробирки, тщательно промой ее водой и переходи ко второму эксперименту.

2. Яркое, быстрое свечение

1. Перелей оставшийся раствор люминола из мерной пробирки в большую пробирку. Мерную пробирку тщательно промой водой;

2. Приготовь в мерной пробирке раствор красной кровяной соли: добавь 30 мл воды и высыпь содержимое эппендорфа с красным стикером, закрой крышкой и тщательно перемешай;

3. С помощью пипетки по каплям добавляй раствор красной кровяной соли в пробирку с люминолом.

Результат: Пероксид водорода – это вещество, которое под действием катализатора распадается на воду и кислород. В нашем случае катализатор – это красная кровяная соль (ККС). Добавив к раствору люминола ККС, мы освобождаем из пероксида водорода кислород. Этот кислород взаимодействует с люминолом, и образуется крайне неустойчивое соединение, которое практически моментально переходит в свою устойчивую форму. Именно при этом переходе возникает свечение, которое ты наблюдаешь в данном эксперименте. Такой процесс называется хемилюминесценцией.

План

Вступительное слово: 5 минут

Объяснение правил при работе в кабинете и с опытами: 5 минут

Объяснение опытов  и подготовка оборудования: 5 минут

Проведение опытов учащимися: 15 минут

Выводы по опытам: 5 минут

Ответы на вопросы: 5 минут

Уборка рабочего места: 5 минут

Цели

   Цель: способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Задачи:

1.Формировать у детей предпосылки исследовательской деятельности;

2. Развивать мыслительные способности (сравнение, обобщение);

3. Развивать самостоятельность и наблюдательность;

4. Изучить свойства медного купороса и хлорида железа, силикатного клея;

5. Изучить свойства люминола, гидроксида натрия, красной кровяной соли (ККС).

Ожидаемые результаты

В предоставленной работе участники обобщают и закрепляют знания, полученные на мероприятии. Расширяют общий кругозор и повышение познавательного интереса. Формируют навыки коллективной работы, потребности взаимопомощи. Развивают навыки логического и абстрактного мышления, внимания, памяти, включают интуицию, воображение. А также самостоятельно проводят опыты, изучают химические вещества и их реакции при взаимодействии с другими объектами.

Условия

заявки подаются за один день до окончания мероприятия

Контактные лица

Астраханцева А.С., учитель биологии, химии

Длительность

45 минут

Стоимость

бесплатно

Материально-техническая база

1опыт:

1.                Силикатный клей — 2 шт.;

2.Медный купорос (порошок);

3.Медный купорос (раствор);

4.Хлорид железа (II) (порошок);

5.Хлорид железа (II) (раствор);

6.Пипетка Пастера (1 мл) — 1 шт.;

7.Деревянная палочка — 1 шт.;

8.Перчатки — 1 пара.

2.опыт

1.Большая пробирка;

2. Мерная пробирка;

3. Люминол;

4.Гидроксид натрия;

5.Красная кровяная соль (ККС);

6.Пероксид водорода (в составе гидроперита);

7.Защитные перчатки;

8. Пипетка Пастера.