Мероприятие «Город-герой Санкт – Петербург»

Мероприятие предназначено для обучающихся начальной школы, было
разработано к памятной дате. Форма проведения – классный час. В процессе
занятия ребята узнают о городе – герое России о важнейшем событии
Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомятся с
фактами о жизни детей блокадного города и с тем, как мужественно и стойко
жители этого города переживали то страшное время.

План

Вначале занятия ребята должны были узнать о каком городе пойдёт речь,
разгадав загадку.
Есть удивительный город, а в нем
Жители ходят ночами, как днем.
Белые ночи! Светлые очень.
Кто пропустить это чудо захочет?
Летнее чудо! Как же тут спать?
Праздником надо те ночи назвать.
Можно читать, можно играть,
Можно совсем не ложиться в кровать…
Если ты знаешь тот город, мой друг,
Мне подскажи. Это …(Санкт-Петербург)
Наш классный час так и называется « Санкт – Петербург город-герой
России»Санкт-Петербург – один из самых больших и
красивых городов России – расположен на
берегах Невы.
- Скажите, кто знает имя основателя города.
Строительство города было начато 27 мая 1703
года по указу Петра I (показ Санкт-Петербурга
и портрета Петра).
Место, где решили строить город, было сырое и
болотисто. Строить его было очень тяжело. По
колено в воде, в вечной сырости работали
строители.
По приказу Петра I рабочих людей собирали
со всей страны. С тем, чтобы ускорить
возведение каменных домов, Пётр даже
запретил каменное строительство по всей
России, кроме Петербурга.
Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»:
надо было привезти с собой определенное количество камня. Когда начали
строить Петербург, прорубали в лесу дорогу. По обе стороны этой дороги
строили дома и дворцы. Так и выстроился Невский проспект. Это главная
улица города.
Через Неву, её притоки и каналы перекинулись красивые мосты, их в
Петербурге 177, больших и маленьких. Особенно знамениты разводные
мосты. Дело в том, что мосты расположены довольно низко над водой, и под
ними не могут пройти крупные суда, а ночью, когда движение машин
уменьшается, середины мостов разводятся – и между ними проходят
большие суда. Очень красивое и захватывающее зрелище, особенно в белые
ночи, которыми тоже славится этот город.( Белые ночи – это природное
явление в северных широтах в начале лета, когда из-за увеличения
длительности светлого времени суток ночь становится более похожей на
сумерки.)Там, где были болота и безлюдные берега реки, постепенно вырос
прекрасный город. Город, который в дальнейшем стал одним из главных
морских портов России, главным промышленным центром.
В прошлом веке несколько раз менялось название города.
- Назовите, как еще назывался город? Ранее назывался Ленинград .
- Санкт-Петербург носит звание Город-герой.
- Кто объяснит, что означает слово ГЕРОЙ?
Прочитаем определение из словаря Ожегова.
Герой-человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости,
доблести.
Город-герой - почетное звание города, население которого проявило
героизм во время Великой Отечественной воины.
- Ребята, как вы думаете, за что присвоено городу звание город-герой?
(ответы детей)
Кто он такой, житель прославленного и величественного Петербурга -
Ленинграда, мир узнал в годы Великой Отечественной войны.
Враг шёл на Москву. Но на пути стоял Ленинград. Нужно было в
короткий срок взять Ленинград. Но этот срок затянулся надолго. Германское
командование считало, что Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а
население города — умереть от голода и холода.
8 сентября 1941года началась БЛОКАДА и произошла первая
бомбардировка города.
Наступили страшные дни для Ленинграда.
- А кто из вас знает, что такое блокада? (прочитайте определение из
словаря Ожегова)
Блокада –окружение города войсками противника.В момент замыкания блокадного кольца, помимо взрослых, в городе
оставалось 400 тысяч детей разных возрастов. Именно забота о детях
придавала ленинградцам силы: их опекали, берегли, старались прятать от
бомбежек.
- Но могли ли взрослые защитить детей от голода, холода ?
Самым большим врагом жителей города был именно голод.
Фашистам удалось разбомбить продовольственные склады, в
результате чего Ленинград остался без запасов.
Каких-либо других продуктов в городе не было.
-Ребята, а чем же питались жители города, чем кормили детей?
(Люди пытались выжить, как могли. В ход шло все: опустошались
аптечки (ели вазелин), отдирали обои, чтобы добыть остатки клейстера и
сварить хоть какой-то суп, резали на кусочки и варили кожаную обувь.
Они ловили голубей, охотились за уцелевшей кошкой или собакой.
Ленинградцы испытывали ни с чем несравнимые страдания от голода..)
Блокадный Хлеб
Настало время, когда рабочие получали по 250г хлеба в сутки, а все
остальные по 125г.
Блокадный хлеб очень сильно отличался от привычного для нас
хлебобулочного изделия. При выпекании в муку добавляли разные
несъедобные примеси. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на
вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого.Муки в этом хлебе почти не
было, его выпекали из отрубей,
жмыха, целлюлозы.
-Сможете вы быть сытыми, съев
только этот кусочек хлеба?
Этот кусочек хлеба можно было
получить только после многочасового
стояния в очереди на морозе. Бывалидни, когда хлеб не выдавали по три дня. Во время бомбежек заводы не
работали.
Такой кусочек хлеба на протяжении многих блокадных дней
оставался для человека единственным источником жизни и единственной
надеждой.
Для детей того времени самым лучшим подарком была еда. Они
постоянно думали о вкусном.
Холод
Жизнь в блокадном Ленинграде была тяжелой, невыносимой. Когда
отключили все электростанции и город окутала тьма, начался самый
тяжелый период.
В конце ноября 1941 г. ударили сорокаградусные морозы. Пришла
снежная, морозная зимаНовая беда пришла, когда замёрзли водопроводные трубы, жители
остались без воды.
-Как вы думаете, где могли взять
воду горожане? (из реки)
За водой для питья приходилось
ходить на набережную Невы, спускаться
на лёд и делать проруби, потом под
обстрелом доставлять воду домой.
Смерть входила в дома. От голода погибли 642 тысячи человек.
Несмотря на то, что фашисты всеми силами пытались уничтожить
Ленинград, город жил.
Композитором Дмитрием Шостаковичем была написана Симфония №
7, посвященная Ленинграду и ее жителям. Несмотря на бомбы и авиаудары, в
филармонии были зажжены все люстры.Новое произведение Шостаковича оказало сильное воздействие на
многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке
было все: вера в победу, безграничная любовь к своему городу и стране.
Когда смолкли последние звуки, разразилась овация. Зрители
аплодировали оркестру стоя.
И вдруг из партера поднялась девочка, подошла к дирижеру и
протянула ему огромный букет из георгинов, астр, гладиолусов. Для многих
это было каким-то чудом, и они смотрели на девочку с каким-то радостным
изумлением – цветы в умирающем от голода городе…
(Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по
громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но
и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Как потом говорили, фашисты обезумели все, когда это слышали. Они-
то считали, что город мёртвый.
Из воспоминаний одного немецкого солдата «Тогда, 9 августа 1942
года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную
преодолеть голод, страх и даже смерть».
Дети – герои блокадного Ленинграда
Особенно героически вело себя большинство, они боролись за родной
Ленинград.
Дети наравне с взрослыми принимали участие в уничтожении
зажигательных бомб, тушили пожары, очищали трамвайные пути и дороги,
разбирали завалы после бомбежки.
Дети блокады вынуждены были заменить возле заводских станков
взрослых, которые погибли, умерли или ушли на фронт.
После снятия блокады 15 тысяч детей получили медаль «За оборону
Ленинграда»
Каждый маленький житель блокадного города имеет свою страшную
правдуТаня Савичева — маленькая девочка, ученица начальных классов из
Ленинграда, стала знаменитой на весь
мир
Страшному дневнику, в котором она
заполнила всего 9 страниц. И который
стал одним из главный скорбных
символов
войны.
На момент блокады, которая началась в сентябре, она должна была
стать ученицей 4 класса.
С каждым разом, когда горе стучало в дверь дома Савичевых, Таня
открывала свою записную книжку, чтобы отметить очередную смерть
родных и близких. Девять страшных страничек заполнила Таня в своем
дневнике.
Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дяди, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце – столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – одиннадцать лет.Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Сегодня 9 листочков из дневника девочки Тани хранятся в
«Государственном Музее истории Санкт-Петербурга», а копии их разошлись
по всему свету как память о маленькой девочке, описавшей свою, детскую
историю страшной войны.
Выстоявший город-герой
- Ребята, как же можно назвать всех жителей города, выстоявших и
победивших смерть? (ГЕРОЯМИ)
По праву они должны называться героями!
Город выстоял 900 блокадных дней и ночей. Не взяли его фашисты.
Знаменательная дата 27 января 1944 года вошла в историю как день,
когда блокада города была полностью снята.
Над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
1,5 миллиона человек были награждены медалью «За оборону
Ленинграда». Сам же город за героизм и стойкость получил почетное звание
Город-Герой.
Годы проходят, уходят люди, которые были свидетелями того
страшного периода, уходит история. И только мы способны сохранить
память о страшной блокаде, которую победил город Ленинград. Помните!
Ради подвига выживших и погибших жителей Ленинграда!
Вы, подрастающее поколение должны беречь мир, чтобы никогда
больше не повторились ужасы войны, чтобы жизнь была мирной и
счастливой.

Цели

Цел ь : формирование у обучающихся общих представлений о
важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда.

Задачи:
- познакомить детей с информацией том, кто является основателем
города и какое важное значение он имел для страны;
- привести факты о жизни блокадного города в годы ВОВ;
-воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и
готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание

Ожидаемые результаты

0жидаемый результат: обучающиеся узнают за что было присвоено
высокое звание Город - герой Санкт – Петербургу (Ленинграду), расширят
кругозор о подвигах народа в Великую Отечественную войну. Мероприятие
способствует воспитанию у детей чувство патриотизма, гордости за своё
Отечество.

Условия

Участие добровольное,заявки принимаются в АИС "Новигатор"

Контактные лица

Ахтарова И.В. (тел. 89145239784, axtarova.irina.71@bk.ru)

Длительность

30 минут

Стоимость

Участие бесплатное.

Материально-техническая база

Оборудование центра "Точка роста": компьютер,телевизор.