Внеклассное мероприятие «900 ДНЕЙ- БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

 

1. Вводная беседа

- Сегодня наша встреча посвящена одному из городов нашей страны- Санкт-Петербургу. Санкт-Петербург, или раньше его называли Ленинград - один из красивейших городов мира. (слайд 1,2).

Прямые проспекты и улицы, высокие дома, красивые площади, ажурные мосты через реку Неву и многочисленные каналы.

-Ребята, как вы считаете, почему сегодня речь пойдет об этом удивительном городе?

Санкт-Петербург-это не просто город-это город герой, который в годы Великой Отечественной войны отчаянно сражался за жизнь и свободу. Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

2. Основная часть

-Много- много лет тому назад, когда нас еще не было на свете, была Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушения. Беда пришла в каждый дом.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину (слайд 3). Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

-Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. 10 июля 1941 года немцы напали на Ленинград .(слайд 4)

-Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город, наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города (слайд 5). Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей (слайд 5).

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, (слайд 6) отрезав Ленинград от всей страны.

- Ребята, а вы знаете, что значит слово блокада? (Блокада - окружение города со всех сторон (слайд).

-Это была блокада длинной в 900 дней и ночей. В блокадном кольце оказалось 2 млн 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей. На защиту родного города поднялись все её жители. В городе построили 35 км. баррикад, 4170 дотов.

-Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. В среднем на каждый день блокады приходилось 300 разрывов и бомб. Месяцами, день за днём, фашистские батареи стреляли по городу залпами с интервалом в 5—10 мин.

Днем они обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. Иногда люди целые дни проводили в бомбоубежищах.(слайд 7)

-Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей.

- Больше всего людей терзал голод. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Ленинградцы варили суп из столярного клея, из кожи животных готовили студень, в домашних аптечках взяли все, что можно, казалось, применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. В общественных столовых варили суп из дрожжей. Из водорослей готовили кисели. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам, но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется», была дороже денег (слайд 8).

-Ребята посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба .Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. … Кроме хлеба есть, было, нечего. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Слайд .

-Но далеко за кольцом блокады есть продовольствие- мука, мясо, масло. Как же достать? Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Лишь одна дорога связывала блокадный город с большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера (слайд 9).

От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года, когда толщина льда на Ладожском озере достигла всего 13см, по ледовой трассе к Ленинграду по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. По этой дороге В Ленинград везли продукты, медикаменты, снаряды. А из города вывозили обессилевших женщин, детей, раненых. ( Слайд 16) Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях. Машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. Тридцать километров надо проехать по льду, чтобы оказаться на другом её берегу. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали «Дорогой жизни».

- Наступил декабрь. Стужа была лютая. На улицах, во дворах образовались сугробы. Дома оставались без света, без воды, без отопления. Слайд 24-27.  

Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой. В городе остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу нужно было ходить пешком по занесённым снегом улицам. слайд.

- Смерть входила во все дома. Многие жители не перенесли этой зимы. Главной причиной смертности была дистрофия, т. е. голодное истощение. (слайд)

Мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Смерть настигала людей везде.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн. человек.

- В осаждённом Ленинграде работали 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды. Многие ленинградские дети учились. Они учились, несмотря ни на что. Опасен и тяжёл был путь в школу. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды и идти приходилось преодолевая снежные заносы.

    В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели и мел выскальзывал из пальцев. Слайд.  Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Слайд.  Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось – и прямо в классе.

 -Многие ленинградцы в блокаду вели дневники. Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

На Васильевском острове дружно жила большая семья Савичевых — 8 человек: взрослые и дети. Работали, учились, ходили в кино, читали книги... и всё это было счастье. Но вот грянула война.

В  своей  записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:

( Слайд 14 ) «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». 
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

 -В этих нечеловеческих условиях город жил и продолжал бороться. Город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин. ( Слайд )

Уходили на фронт новые бойцы, тысячи жителей каждые сутки дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий. (слайд)

Героями войны были не только взрослые, но и дети. У всех была одна цель-победа. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. (слайд) Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. (слайд)

-Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Недаром 30 января 1942 г. Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу. 

-И только 27 января 1944 года (слайд 10), враги были, отброшены от города на многие километры, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели. Пришла долгожданная победа!

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…(слайд)

27 января 1944 над Невой прогремел салют: 24 залпа из 324 орудий в честь полного освобождения города.

Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское кладбище почтить светлую память защитников Ленинграда.(слайд) Пискаревское мемориальное кладбище – один из символов Санкт-Петербурга, память о подвиге ленинградцев, выдержавших 900-дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны. Это кладбище стало основным местом захоронения погибших жителей и защитников города.

В новом столетии в мемориальном комплексе появилась новая памятная плита «Блокадная парта» (слайд), созданная в память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые продолжали ходить на уроки, несмотря на голод и лишения.

Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо». Здесь начиналась «Дорога жизни»(слайд 12, 13).

- Есть еще один символ памяти и скорби, это минута молчания в память о павших воинах. Давайте и мы почтим память павших Ленинградцев в те страшные дни блокадного Ленинграда (звук метронома, слайд 18).

3. Просмотр документального фильма «Савичевы».

-А сейчас я предлагаю вам просмотреть фильм о семье Савичевых проживавших в блокадном Ленинграде, чтобы более полно могли прочувствовать всю тягость войны.

4. Заключение.

-Сегодня мы познакомились с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев. Войну, вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям. Много лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

-Сегодня Санкт-Петербург-это красивый город, но со страшной историей, которую должен помнить каждый. И беречь, и хранить то, что имеем сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

План

1.  Вводная беседа

2.  Основная часть 

3.  Просмотр документального фильма "Савичевы"

4.  Заключение 

 

Цели

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1.Формирование у учащихся знаний о героическом прошлом нашего народа, о нелегкой судьбе в годы войны величайшего города Ленинграда и его жителей, сражающихся с фашизмом. 

2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
3.Приобщить учащихся к истории Отечества

Ожидаемые результаты

Личностные:

- чувство гордости за свою семью, Родину, свой народ;

-уважительное отношение к символам России;

- понимание своей роли в жизни общества и каждого отдельного человека;

- умение правильно и точно излагать свои мысли;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде учителя

Метапредметные результаты:

- формулировать поставленную задачу;

- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные пути для достижения поставленных задач;

- выделять главное, обобщать;

-находить в разных источниках информацию, необходимую для самостоятельных проектов.

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве

Предметные результаты:

- работать с текстом (структурирование, извлечение необ­ходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и пись­менной речи, обосно­вывать суждения;

- владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о понятиях патриотизм, гражданственность, ценности;

- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочниками;
- самостоятельно приобретать и применять знания, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, и компьютера;

при выработке общего решения в совместной деятельности.

Условия

Заявки подаются обучающимися 5, 6, 7, 8 классов через АИС "Навигатор".

Контактные лица

Зайкова Елена Алексеевна 89243743691, Elena.19000Z@mail.ru

Длительность

1 час

Стоимость

Бесплатное 

Материально-техническая база

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, документальный фильм «Савичевы».