НОД «Юные химики» в подготовительной к школе группе

«Здравствуйте, ребята! Это я, Незнайка.    У меня есть друг Знайка, который открыл клуб маленьких экспериментаторов, где происходят разные превращения, связанные с химией. Пока я не узнаю, что такое химия и как она применяется в жизни, не смогу попасть в их команду. А я так хочу творить вместе с ними чудеса.    Помогите мне, пожалуйста!»

-Ну что, ребята, вы хотите помочь Незнайке? А как вы это сделаете? (Ответы детей) 

— А вы знаете, что такое химия? (Ответы детей). К сожалению, ваших знаний о химии недостаточно, чтобы помочь Незнайке. Как нам выйти из этой ситуации?

-Что нужно сделать ребенку, если он чего-то не знает? (Спросить у взрослого.)

-У меня есть волшебная палочка, при помощи которой мы сможем    попасть в химическую лабораторию и поймем, что такое химия. 

— Что такое химическая лаборатория и кто там работает? (Ответы детей.) 

-А знаете ли вы, кто такие ученые и чем они занимаются? (Ответы детей.) Ученый — это профессия. Люди этой профессии изучают окружающий мир, собирают все знания о том, что происходит вокруг, размышляют над непонятными вещами, проводят эксперименты, чтобы узнать как эти вещи устроены. Все вместе ученые создают науку. Ученый, например, может изучать растения, тогда он называется ботаником, или животных, и тогда он называется зоологом. Все полученные знания используют, чтобы изобретать разные полезные вещи для людей: лекарства, машины…  

А сейчас я при помощи волшебной палочки превращу нашу группу в химическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?( Лаборатория — это специальное  помещение, где проводят опыты и эксперименты )

— Раз, два, три! Волшебная палочка, группу «Ручеек» в химическую лабораторию преврати! (Дети одевают халаты.)

-Итак, уважаемые научные сотрудники, прежде чем мы с вами приступим к работе в лаборатории, давайте вспомним правила по технике безопасности:

 Без разрешения запрещается:

  — вставать с места;

  — приступать к опыту только после разрешения взрослого;

  — трогать оборудование, приборы и реактивы;

   — ничего не брать в рот;

   — не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.

 

—  Сегодня мы будем изучать химию.

-Ребята, а вы знаете, что такое химия (Ответы детей)

-Химия – это наука, которая изучает вещества и их превращения.  При взаимодействии веществ друг с другом начинается химическая реакция. И это мы с вами сегодня увидим.

 

 

  

Опыт№1

 -А сейчас подойдем к столу №1.  (На столе лежат :бутылка, шарик, уксус, сода, карточка-подсказка

— Как вы думаете, для кого это задание? ( Для научных сотрудников, для нас). Дети рассматривают карточку-подсказку с изображением сдутого шарика, знака вопроса и надутого шарика.

-Чтобы это могло значить? (Надо надуть шарик.)

— Подскажите как можно надуть шарик, используя эти предметы и вещества? (Дети выдвигают свои гипотезы.)

   Наш первый опыт, который проведем в нашей лаборатории называется «Получение углекислого газа, при взаимодействии соды и уксусной кислоты.»

          Воспитатель наливает в бутылку уксусную кислоту.

— Кто мне расскажет об этом веществе? (Дети   описывают вещество, используя схему-алгоритм. Уксусная кислота – жидкость прозрачная, с резким запахом. Это очень едкое вещество, ее разбавляют водой. Уксус обладает хорошими чистящими свойствами. А в пищу его употребляют в виде приправы только в разбавленном водой виде.)

—  Так как уксусная кислота опасное вещество, кто может ее наливать? Правильно, только взрослый.

 Воспитатель в шарик добавляет соду.

-Кто сможет рассказать о соде? (Сода -это вещество, белого цвета, похожа на муку. Сода нужна в кулинарии, используется для чистки плиты, раковины, для полоскания горла и т.д.)

 Воспитатель надевает шарик на бутылку и высыпаем соду внутрь.

— Посмотрите, что происходит: сода и уксусная кислота, вступают в реакцию. И что выделяется? (Углекислый газ). Этот газ и надувает шарик.

Сделаем вывод: в результате взаимодействия двух веществ, мы с вами получили третье вещество, углекислый газ.

— Где вы сталкивались в жизни с реакциями, которые сегодня вы наблюдали? ( В кулинарии ,при приготовлении теста соду гасят уксусом  ; в бутылках с газированной водой.)

 

— А сейчас попрошу вас, уважаемые научные сотрудники, подойти к столу №4 и записать результаты нашего опыта в дневнике наблюдений. (Дети зарисовывают результаты наблюдений.)

Опыт№2

— А теперь подойдем к следующему столу №2.

-Какие предметы лежат на столе? ( Макет вулкана,  сода, баночка с гуашью красного цвета, жидкость для мытья посуды, пакетик лимонной кислоты , 1 стакан воды и карточка-подсказка с изображением «спящего» и «действующего» вулкана.

-Что нарисовано на карточке? (Ответы детей.)

-Что такое вулкан? (Возвышенность, гора, в верхней части которой есть углубление, называемое кратером. Внутри горы собирается магма. По трещинам в земной коре на поверхность извергается лава, пепел, газы, пары воды и обломки горных пород)

 

 

  

-Как мы можем «разбудить» наш вулкан при помощи данных веществ? (Ответы детей.)

— Следующий опыт   называется «Извержение вулкана».

  Мы с вами в предыдущем опыте получили углекислый газ при помощи соды и уксусной кислоты. А в этом опыте попробуем получить все тот же углекислый газ при помощи других веществ.

Для этого нам нужны вещества: сода, гуашь, жидкость для мытья посуды, раствор лимонной кислоты и вода.

 —  Что такое гуашь? (Непрозрачная плотная краска, принимает форму емкости, на ощупь мягкая. Применяется для рисования)

 — Что такое средство для мытья посуды? (Это жидкое (густое) вещество, которым моют посуду. Имеет цвет и запах. Применяют для мытья посуды.)

— Что такое лимонная кислота? (Вещество в виде кристалликов белого цвета, на вкус кислое, растворяется в воде. Применяется для приготовления пищи.)

Дети по очереди в макет вулкана насыпают соду, вливают жидкость для мытья посуды. Когда дело доходит до гуаши, возникает проблема.

-Что нужно сделать, чтобы гуашь поместить во внутрь вулкана? (Предлагают краску разбавить с водой и залить в «жерло» вулкана.)

— Как нам получить раствор лимонной кислоты, используя оставшиеся вещества?

(Кристаллики лимонной кислоты растворить в воде.)

Воспитатель добавляет раствор лимонной кислоты в «жерло» вулкана. Происходит реакция.

— Что у нас произошло? (Ответы детей. Превратили «спящий» вулкан в «действующий».)

— Какой мы с вами можем сделать вывод? (Ответы детей. При взаимодействии соды, красной гуаши, жидкости для мытья посуды и раствора лимонной кислоты мы получили углекислый газ в виде красной пены.)

—  Итак, мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан. И сейчас зафиксирует результаты опыта в наших дневниках.            (Дети заполняют дневники наблюдений.)

Опыт №3.

 -А теперь мы с вами переходим к следующему опыту, который   называется «Синий йод». Как вы думаете, почему он имеет такое название?  (Дети рассматривают карточку-подсказку и выдвигают свои предположения.)

— Как мы можем получить синий йод? (Дети выдвигают гипотезы.)

— Подойдите, пожалуйста к рабочим местам и обратите внимание на вещества, которые находятся на столах.)

— Давайте рассмотрим крахмал и опишем это вещество. (Вещество белого цвета, сыпучее, похожее на муку, используется   при приготовлении киселя, добавляют при выпечке тортов, кладут в таблетки, им можно накрахмалить   рубашки, юбки, салфетки.)

—  Сейчас вы самостоятельно при помощи карточки-подсказки проведете опыт. (Дети в воду добавляют крахмал и размешивают его.)

— Какой вывод мы можем сделать? (При взаимодействии крахмала с водой, вода окрашивается в белый цвет.)

—   Давайте опишем вещество, которое вы видите на столе?         (Раствор йода – вещество коричневого цвета, применяется в медицине при обработке ран.)

— Как вы думаете, что произойдет, если мы добавим капельку йода в полученный раствор? (Гипотезы детей. Дети добавляют йод в полученный раствор.)

-Какой вывод мы можем сделать? (Йод при взаимодействии с крахмалом окрашивает разные вещества в синий цвет.) Свои результаты опыта зарисовываем в дневниках наблюдений.

Опыт №4

А сейчас попрошу вас перейти к столику №4. (На столе лежат тарелочки с разрезанным картофелем и яблоком, пипетки, йод, карточка -подсказка. Дети рассматривают предметы и разгадывают подсказку) 

-Как вы думаете какое задание нам надо выполнить в следующем опыте?

 (Определить , содержится ли крахмал в яблоке и картошке.)

— Сможем ли мы с вами в нашей лаборатории это проверить? (Дети выдвигают свои гипотезы.)

Йод – это вещество, которое поможет нам узнать, где содержится крахмал, а где нет.

 

— А теперь каждый из вас наберет пипеткой   йод и капнет на разрезанные дольки картофеля и яблока внимательно наблюдаем, что происходит.

-Какие изменения вы наблюдаете? (Йод на картофеле стал темно – синим, а на яблоке не изменил свой цвет.)

— Почему так произошло? ( Потому, что в картофеле содержится крахмал и йод стал синий. А в яблоках крахмала нет, поэтому йод не изменил свой цвет.)  

 

Заключительная часть (рефлексивный этап)

-Вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории. (Дети снимают халаты.)

На экране появляется Незнайка и благодарит детей: «Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, что такое химия и смогу порадовать своими знаниями своего друга Знайку! Он обязательно меня возьмет в свой клуб маленьких экспериментаторов! До свидания!»

-Теперь мы с вами при помощи волшебной палочки можем вернуться обратно в группу. «Раз, два, три! Волшебная палочка, химическую лабораторию в группу «Ручеек» преврати!

-Вам понравилось сегодня быть исследователями?

Давайте подведем итоги. –

Что мы узнали нового? (Ответы детей.)

-Скажите, какие опыты вам больше всего понравились? (Ответы детей.)

-Какие трудности вы испытали при проведении опытов? (Ответы детей.)

-Где вы сталкивались в жизни с реакциями, которые сегодня вы наблюдали?

(В кулинарии, при приготовлении теста соду гасят уксусом; в бутылках с газированной водой.)

— Сегодня вы убедились, что химия-волшебница и в жизни человека очень важна. Химию вы будете изучать, когда станете школьниками. Но, вам не обязательно ждать школьного возраста, вы можете химией заниматься дома вместе с родителями. Вот, и сегодня вы обязательно поделитесь своими впечатлениями с родными и можете вместе со взрослыми провести эти опыты дома.

План

1.Вводная часть

2. Постановка целей и задач

3. Опыты

4. Рефлексия

Цели

Цель: формировать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной поисково-исследовательской деятельности.

 Задачи

— создать условия для развития самостоятельности и целенаправленности;

-формировать умение использовать различные способы исследования веществ и выявление их свойств методом эксперимента;

-формировать умение детей точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы;

— углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом;

Воспитывать правила безопасного обращения с веществами, соблюдать меры предосторожности и оценивать степень опасности;

— совершенствовать навыки сотрудничества, коллективной работы, позитивных установок к экспериментальной работе.

Ожидаемые результаты

1 Расширятся представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом;

2. Актуализируются  правила безопасного обращения с веществами, соблюдение мер предосторожности и оценка степени опасности;

3. Отработка навыков сотрудничества, коллективной работы, позитивных установок к экспериментальной работе.

Условия

к участию приглашаются воспитанники в возрасте 5-7 лет, участие бесплатное

Контактные лица

Кожевникова Мария Андреевна,89248020631, petushok1976@mail.ru

Длительность

40 минут

Стоимость

участие бесплатное

Материально-техническая база

Халаты, пипетки по количеству детей, стакан, вода, шарик, бутылка пластиковая, 8 маленьких тарелочек с кусочками картошки и яблока, йод медицинский, раствор уксусной кислоты; макет «вулкана », сода пищевая, гуашь , жидкость для мытья посуды, лимонная кислота, карточки-подсказки.