Ход занятия
1Орг. момент
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их (Здравствуйте) и передадим им своё настроение. А оно у вас какое? (хорошее) Да, ребята, не важно какое на улице время года, какая погода, просыпаясь мы смотрим в окно и видим окружающую природу, удивляемся и радуемся её изменениям и получаем для себя заряд бодрости.
Дети: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка-земля!
Очень любим мы тебя.
2. Основная часть
(Дети подходят к столу с глобусом)
Воспитатель: (показывает глобус) Это что? Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля. Ты только посмотри вокруг -
Тут речка, там зеленый луг.
Леса, и горы, и моря, -
Всё называется Земля!
Воспитатель: Какой основной цвет нашей планеты?
Дети: (Голубой)
Воспитатель: А что он обозначает?
Дети: (большая часть планеты занята морями и океанами)
Воспитатель: Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?
Хотите я вам подскажу?
Дети: (Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески).
Воспитатель: Наша планета Земля очень красива. На ней живут люди, животные, рыбы, насекомые, растения.
Воспитатель: Ребята, присаживаемся на стульчики.
Воспитатель: А что необходимо для нашего существования на планете?
Без чего человек не может прожить?
Дети: Без воздуха, воды
Воспитатель: Воздух – это-то, чем дышим.
Как вы думаете, может быть воздух загрязнённым и почему?
Дети: Да. Фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитый дым, большое количество машин также своим газом загрязняют воздух.
Воспитатель: Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Воспитатель: Как же защитить воздух от загрязнения?
Дети: На заводах и фабриках должны быть специальные фильтры (очистительные сооружения), нужно больше парков и садов, потому что листья растений хорошо очищают воздух.
Воспитатель: Ребята, есть такая наука ЭКОЛОГИЯ – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля.
Воспитатель: Ребята, есть учёные которые изучают природу, защищают её – это ЭКОЛОГИ.
Воспитатель: Ребята, а есть ещё сказочные герои, которые защищают природу. Кто это?
Дети: Эколята.
Появляется Лесовик : Ох! Беда, Беда,Беда!
Эколята все сюда!
Дети Что случилось ,в чем беда?
Лесовик: Солнце греть нам перестало!
Птиц, цветов у нас так мало!
Злой колдун нашу природу
Запер под большой замок
Ключик уронил он в воду
Он в ручье лежит,дружок.
Вы ручей в лесу найдите,
Ключом природу отоприте!
Воспитатель: Ну, что ребята, что будем делать? Будем помогать? Вы должны выполнить задания.
Мы же Эколята- Защитники природы.
Наш девиз « Только вместе , только дружно , помогать природе нужно!»
Лесовик: Ребята, отправляемся в свой сказочный волшебный лес, где много разных чудес! - Тогда в путь!( Музыка)
Воспитатель Закройте глазки, покружитесь и в лесу окажитесь!
Куда нас стрелочка привела ? 1 полянка
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает, вы узнали его? (это эколёнок-Тихоня с крышечкой). Ребята расставьте крышки по порядку. Что написано? «Берегите природу».
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, а зачем мы собираем крышечки?
Дети: Что бы сделать доброе дело
Воспитатель: А зачем нам Эколята дали такое задание? Крышечки и «Берегите природу». Это как то взаимосвязано? Затрудняетесь ответить?
Воспитатель: Садитесь на стульчики и посмотрите на экран, может мы здесь найдём ответ?
«Переработка крышечек»
При переработке получаются гранулы, из которых потом делают различные пластиковые предметы, например пластиковые ящики.
Воспитатель: Ребята, теперь вы можете сказать зачем мы ещё собираем крышки?
Дети: Что бы не засорять природу.
Воспитатель: Правильно ребята, посмотрите, благодаря вам, сколько у нас собранных крышечек и если их выбросить уже получится большая кучка. А если все люди на нашей планете будут их выбрасывать, то только от крышек будет целая свалка. Поэтому мы с вами ещё и охраняем природу, собирая крышечки для переработки и привлекаем к этому других людей.
Лесовичок : Идём дальше. Куда ведет наша стрелочка? В на полянку к елочке.
Нас встречает на полянке -Умница. Умница серьёзная и ответственная девочка-жёлудь, которая всегда найдёт правильное решение
Игра называется «Если я приду в лесок». Я буду называть действия, а вы отвечайте: если это хорошо, говорите «да», а если плохо, то «нет».
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.
3Задание
«У каждого свой дом.
«Экологические знаки»
Воспитатель: Мы делимся на 2 группы.
1 группе нужно разместить животных, птиц, насекомых к своим жилищам
2 группе найти запрещённые экологические знаки и перечеркнуть их красным маркером и объяснить почему вы выбрали эту картинку как запрещённую.
(Дети выполняют задания)
Воспитатель: А теперь поменяйтесь и проверьте друг у друга
Воспитатель: Ребята, а как человек может помочь обитателям леса?
Дети: Привозить им корм, не уничтожать их, не кричать в лесу
Воспитатель: Но в лесу ещё живут птицы
Воспитатель: Ребята, как мы можем охранять птиц?
Дети: Не разгонять их, не разорять гнёзда, вешать кормушки.
Воспитатель: Ребята на полянке под деревом гнездо. Какой знак сюда подходит.
К Муравейнику .
-Почему мы должны охранять Муравейники? (Проверить знаки)
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием справились.
А мы пойдем дальше.
Ой, смотрите, ребята, кто нас встречает на полянке? (это Шалун).
- Правильно, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листиком постоянно мелькает то тут, то там. Он к своей яркой шапочке подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. Шалун очень озорной мальчик-жёлудь, любит весёлые игры и порядок в лесу.
- Ребята, Шалун приглашает нас на полянку с цветами. Скажите, красивая полянка?(нет)
- Но что, же здесь не так? (кругом мусор)
- Давайте поможем Шалуну навести порядок на полянке! (дети собирают мусор) Перед вами 4 контейнера со значками.
1. Контейнер (значок «Огрызок») – пищевые отходы.
2. Контейнер (значок «Книга») – бумага, газеты, журналы, картон.
3. Контейнер (значок «Стекло») - стеклянные отходы.
4. Контейнер (значок «Пластиковые бутылки») – бутылки, пластик! Скажите, какими бедами грозит мусор ?
Дети: Мусор отравляет почву и наносит вред всему живому. Какой знак нужен здесь?
Воспитатель: А еще ребята, что бы было меньше мусора, ему нужно давать вторую жизнь. А как вы понимаете эти слова – вторая жизнь? Пойдемте искать ответ.
Дети: Высказывания.
Воспитатель: Я предлагаю вам подойти вот сюда. Под деревом сидит ёжик из бросового материала «Мусор смело пустим в дело» для создания которого потрудились вы с родителями.
- Молодцы, ребята, мальчик-Шалун благодарит вас за помощь и приглашает отдохнуть.
Оздоровительная минутка «Солнышко».
- Вы, наверно, устали, давайте сядем в кружок, вытянем ножки, закроем глазки и представим, что мы сидим на мягкой травке, солнышко нас согревает. Вот его лучики греют нам щечки.
В небе солнышко играет, (покачивание вытянутых рук над головой)
Нас лучами согревает.
Наши щёчки, наши щёчки (поглаживание пальцами щёчек)
Подрумянило слегка.
- Теперь солнышко греет наши ручки и ножки.
В небе солнышко играет, (покачивание вытянутых рук над головой)
Нас лучами согревает.
Мы похлопаем в ладоши,
Мы потопаем немножко.
- Ребята, что-то солнышко не очень меня греет, может быть, ему не хватает лучиков? Давайте подарим ему теплые лучи!
(Дети встают и прикрепляют лучики). Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями
Давайте повторим правила, которые необходимо соблюдать при общении с природой :
• Быть аккуратным с природой.
• Быть вежливыми и внимательными к природе.
• Дружить с природой.
• Заботиться о природе.
• Любить природу.
• Сохранять природу.
• Трудиться на благо природе.
• Уважать природу.
• Учиться у природы.
• Главное - нести ответственность за спасение природы!
- Ну вот, теперь совсем другое дело. Посмотрите, и солнышко сияет, у него теперь тоже хорошее настроение, как у Шалуна.
Давайте здесь на полянке поиграем немного. Смотрите, кто это? (Ёлочка)
Воспитатель: Какой опасности могут подвергаться водоёмы и обитатели рек? Что может случиться?»
Дети: Реки загрязняются. В реки и озера сливают грязную воду с заводов и фабрик, с жилых домов. От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, страдают растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья.
Воспитатель: Как же защитить водоёмы от загрязнения?
Дети: Строить очистительные сооружения.
4 Задание
Воспитатель: А давайте постараемся наглядно с вами с помощью опыта увидеть загрязнённую речку такую, какая она может быть загрязнённой от фабрик и заводов.
(Дети встают около стола)
№1 Нефтяная речка
1. Берем контейнер. Наливаем воду.
2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество).
3. Перемешать. Рассмотреть.
Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.
Вывод: капельки масла образуют плотную пленку (слой). Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются. Плотный слой не пропускает солнечные лучи. Без света и воздуха погибнут подводные обитатели и растительность.
Воспитатель: А что будет с водоплавающими птицами?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А давайте в этом убедимся сами, если проведём опыт.
№2 "Птицы и нефть"
1. Берем птичье перо, подбрасываем его вверх, дунем. Оно плавно полетит.
2. Обмакнем перо в растительное масло (нефть такая же маслянистая).
3. Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз: перья птиц слипаются и теряют способность "отталкивать" воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.
Вывод: масло склеивает перья и не дает оттолкнуться от воздуха, птица не взлетит и станет добычей хищников. "Купание"птиц имеет важное значение: в чистых перьях больше воздуха, поэтому они лучше держатся на воде (если утка не будет купаться несколько дней, то щетинки перьев будут сохнуть и ломаться. Птица погибнет.
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что будет с птицами, рыбами, водными растениями, насекомым, если они попадут в такую речку.
Воспитатель: Поэтому, ребята, обязательно должны быть специальные очистительные сооружения для очистки воды.
Воспитатель: Ребята, вот мы и выполнили с вами все задания Эколят.
Воспитатель:
Вам, конечно, лет сегодня мало,
Но в руках мы держим шар земной.
Чтобы нас планета обнимала,
Повторяйте, наш девиз
Ребята ,но мы не нашли еще ключик
Лесовичек помоги
Через мостик вы пройдите и ключик найдите.
Вот и ключик
Выходит Природа
Здравствуйте Мои друзья!
Чары сняли вы с меня
Навели в лесу порядок
Вам спасибо Эколятки!
Исполнения песни про лес
Поблагодарим нашего друга и скажем: «Спасибо и до свидания!»
- Нам теперь пора возвращаться тем же путем обратно.
3. Итог Рефлексия: (Воспитатель берет микрофон и “превращается” в корреспондента)
- Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент газеты “Эколёнок ”. Я очень рада вас всех видеть, таких довольных и счастливых!
- Давайте вспомним, где вы побывали? (в сказочном лесу).
- Кому вы помогали на прогулке в сказочном лесу? (солнышку и маленьким Эколятам – Тихоне, Умнице, Шалуну и Ёлочке)
- Понравилась вам прогулка в сказочный лес?
- С кем бы вы хотели поделиться, рассказать о своих новых друзьях? (Ответы детей
А какой вывод для себя вы сделали в завершении нашего занятия?
- Ребята, я всё же хочу проверить, всегда ли вы готовы делать добрые дела, быть настоящими защитниками леса? Если вы готовы, отвечайте трижды: «Да, да, да».
Будем старших уважать? Да, да, да!
Будем маме помогать? Да, да, да!
Позаботимся о кошке? Да, да, да!
Птицам мы насыплем крошки? Да, да, да!
Будем добрыми всегда? Да, да, да!
- Молодцы, ребята! Я очень рада за вас!
Подарок от Эколят -Закладки для книг « Берегите природу»
План
1.Вводная часть. Знакомство.
2.Основная часть. Игровая.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Цели
Цель: Формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности
Задачи:
- Образовательные задачи:
Формировать у детей элементарные экологические знания;
Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
- Развивающие задачи:
Развивать познавательно-исследовательский интерес к миру природы, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
Развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы.
- Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы.
Ожидаемые результаты
- Пополнение знаний детей об экологической культуре;
- Укрепление чувства отзывчивости у детей;
- Обогащение детского словарного запаса;
- Активизация психоэмоциональной отзывчивости.
Условия
Заявку можно подать на сайте "Навигатор дополнительного образования Забайкальского края"
Контактные лица
borzia.oa-skazka@yandex.ru
Муратова Валентина Владимировна
Длительность
Стоимость
Бесплатно
Материально-техническая база
Заранее приготовленные конверты с заданиями, эколята- герои на подставках, крышками с буквами, поделки из бросового материала ( ёжик, цветы), контейнер для мусора, карточки с рисунками «Экологические знаки», фломастеры, картинки животных и насекомых, футболки зелёные с эмблеми эколят, галстук зеленый, пилотка зеленая, ключ, лесовичок костюм –девочки Природы. Декорация: мост (дорожка здоровья), ручей, дерево береза, елочка, гнездо их веток и сухой травы, две птицы (муляж), цветочная поляна , мусор , картинка «солнышко» на мольберте, дидактическая игра «Найди пару», лучики для солнышка для каждого ребенка.Масло растительное ,перо, контейнер, вода