Урок–игра «Семейный бюджет»

1.  Организационный момент.

Внимание, девчонки!

Внимание, мальчишки!

Заливистый школьный звонок

Опять нас позвал на урок.

2. Актуализация опорных знаний.

1)  Игра «Собрать слово деньги» (работа в группах)

А ведь деньги, которыми мы привыкли пользоваться в наше время появились не так давно. Дайте окунёмся в историю.(Просмотр видеоролика)

2) Беседа

- Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?

- Сколько стоит булка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?

- Все вы что-то да покупаете. А на что? Откуда берёте деньги?(Ответы детей)

- А у них откуда деньги?

3.Собщение темы и цели занятия.

- Так о чём мы сегодня поговорим на уроке? (Версии детей)

- В этом нам поможет следующее упражнение.

Упражнение «Разгадай ребус»

СЕМЕЙНЫЕ ДОХОДЫ (Слайд)

Итак, сегодня мы поговорим о том, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается. Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет и подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

1. Работа по теме урока.

а) Беседа

- А что это такое, с вашей точки зрения, «Семейный бюджет»?

(Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы «Семейный бюджет»)

 

Семейный бюджет– это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. (Слайд)

С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.

Доходы семьи– это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Расходы– затраты денежных средств на товары и услуги.

Слайд

Таким образом, бюджет– это своеобразный план семьи.

– Ребята, как Вы думаете, важно ли планировать бюджет семьи?(Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств должны учитываться интересы всех членов семьи)

– Кто планирует бюджет в вашей семье? (Мама, папа, бабушка, вся семья)

– А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?

- Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег?

Слайд На чем можно сэкономить

Если грамотно распределять бюджет семьи, то можно откладывать деньги на крупные покупки, инвестиции, обучение и другие потребности.

Вывод :Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.

б)Упражнение «Источник доходов семьи» (Создаётся «семья». Каждый член семьи должен выбрать на доске свой источник доходов)

Бабушка- Пенсия.

Дедушка – Пенсия.

Папа - Зарплата.

Мама – Зарплата.

Старший брат - Стипендия.

Старшая сестра с маленькой дочкой - Пособие.

в) Продолжение беседы

Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату)

Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам)

- Детям платят детское пособие.

- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает. Что? (Стипендию)

Вывод. И так, подытожим: доходы– это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.

- Ребята, из чего складываются доходы вашей семьи?

- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.

Расходы– плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.

г) Упражнение «Где доходы, где расходы?» (карточки в конвертах, ребята в группах распределяют слова в два столбика)

Зарплата, продукты, интернет, отдых, стипендия, пенсия, премия, коммунальные услуги, одежда, книги, пособие для детей, продажа овощей и фруктов с дачи.

д) Продолжение беседы.

Основные статьи расходов семейного бюджета делятся на:

- обязательные;

- текущие;

- внеплановые.

- Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы?(Расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги)

- Какие текущие расходы? (Одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)

- А что значит внеплановые расходы? (Болезнь человека, поломка автомобиля, ремонт бытовой техники, обуви и т.д.)

5. Закрепление изученного материала.

1) Беседа

Рассмотрим, какие ситуации могут возникать и к чему они могут привести:

Слайд Что происходит если

– А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? (Хорошо работать, хорошо учиться, экономить)

- Что значит экономить?

- Чем отличается экономный человек от жадного?

- На чём бы вы экономили? (Игрушки, развлечения, сладости)

– А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости)

(Просмотр песенки «Денежки-листочки»)

2)Игра «Кошелёк» (Каждый ребёнок получает «денежку», на которой он должен написать, от чего он может отказаться, ради экономии денег из семейного бюджета)

3)Упражнение «Вопрос-ответ»

1. Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Обязательный или основной)

2. Как называется доход студента.(Стипендия)

3. Как называется доход взрослого человека.(Зарплата)

4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать.(Расход)

5. Как называется доход пожилых людей.(Пенсия)

6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи.(Бюджет)

7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью.(Доход)

6. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал …..

Доходы – это…..

Расходы – это ….

Теперь я умею …..

План

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний.

3.Собщение темы и цели занятия.

4. Работа по теме урока.

5. Закрепление изученного материала.

6. Рефлексия.

Цели

Цель: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

Задачи: дать понятие «семейный бюджет, «доходы», «расходы»; познакомить с основными частями бюджета, способствовать подготовке детей к самостоятельной жизни, умению экономить средства и правильно ими распоряжаться.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

- у обучающихся будут сформированы понятия «семейный бюджет семьи», «доходы» и «расходы»;

-обучающиеся будут  знать, из чего складывается бюджет семьи и как правильно распоряжаться деньгами.

Условия

В игре участвуют ученики 6-8 лет.

Контактные лица

Бородина Наталья Павловна 4-27-75

Длительность

35 минут

Стоимость

Бесплатно 

Материально-техническая база

Оборудование: разрезные буквы (слово ДЕНЬГИ; слова для оформления доски (семейный бюджет, зарплата, пособие, стипендия, пенсия, доходы, расходы); конверты со словами для игры «Где доходы, где расходы?»; «кошелёк» и монеты, вырезанные из картона.