Скорочтение и развитие интеллекта

Программа «Скорочтение. Развитие интеллекта»  поможет легко осваивать тексты, при этом будет способствовать расширению кругозора старшеклассника, развитию зрительной памяти, а также даст возможность сократить время выполнения домашнего задания, улучшив его качество.

К очевидным плюсам программы можно отнести:

  • тренинговый характер обучения, который подразумевает отсутствие лекций, когда облегчается восприятие нового материала, шире используется опыт участников, который подвергается значительному переосмыслению и упорядочиванию; обучающиеся взаимно «обогащают» друг друга;
  • обучающиеся получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения и соотнести их с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать;
  • интерактивность обучения, когда педагог отталкивается от запроса и опыта обучающихся;
  • интенсивный характер обучения – обилие разнообразных игр, упражнений и заданий для обучающихся;
  • использование различных видов активности: интеллектуальной (внимание, наблюдение, запоминание, анализ, рефлексия, выработка решения), физической: движения, вербальная активность, тактильное восприятие, эмоциональной: эмоции, чувства, переживания, отношения, переданные в тексте, коммуникативной: взаимодействие с другими участниками, общение.

     

     

     

    Форма обучения - очная с применением дистанционных образовательных технологий. 

преподаватели

Суходолова Надежда Викторовна - педагог высшей категории.

Смирнова Олеся Игоревна - педагог психолог высшей категории.

Гамова Александра Андреевна - педагог высшей категории.

Венславович Ксения Владимировна - педагог высшей категории.

Содержание программы

Модуль 1. Скорочтение

Виды деятельности

  1. Введение в курс. Знакомство со слушателями.
  2. Техники увеличения скорости чтения.

1. Упражнения на координацию движения, развитие артикуляционного аппарата:

  1. Упражнения на развитие моторики.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Упражнения, направленные на чистое произношение звуков (скороговорки).
  4. Нейрогимнастика, упражнения направленные на гармонизацию работы полушарий головного мозга.

2. Приемы скорочтения:

  1. Просмотровое чтение. Фотографирование без фокусирования на кусках информации с малой значимостью.
  2. Отработка привычки мгновенного выделения главной мысли текста, пропускания бесполезной информации и восприятия только эффективной и полезной информации.
  3. Подавление внутренней артикуляции - выработка другой стратегии чтения:  (очень многие привычные фразы, воспринимаются образом).
  4. Устранение остановок, возвратных движений глаз, регрессии. Расширения поля зрения (применяют специальные упражнения (например, таблица Shulte), направленные на увеличение охвата взглядом двух-трех слов, страницы, благодаря широкому углу зрения  читающий за одну остановку взгляда, может охватить большее количество информации, чем читатель, не обладающий подобным навыком).

 
3. Методы запоминания и воспроизведения текстов (слуховая память).

Учащиеся выполняют упражнения:

  1. Метод Оживления.
  2. Метод ощущения.
  3. Метод пространственной привязки.
  4. Метод поз и жестов.
  5. Метод вопросов 
  6. Метод пиктограмм 
  7. Метод ОГПУ (образное чтение, главная мысль, подчеркиваем главную мысль, основное умозаключение).
  8. Метод предугадывания 

4. Вариативность мышления и развитие фонематического слуха.

Учащиеся выполняют упражнения:

  1. Анаграммы. Ребусы.
  2. Работа со словарными словами.
  3. Объединение предметов в группы.
     

 

Модуль 2. Развитие интеллекта.

1. Гармонизация полушарий головного мозга:

  1. Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
  2. Работа с парными карточками.
  3. Работа с таблицами Шульте и др.

 

2.Развитие правого полушария головного мозга:

  1. Геометрическая мозаика.
  2. Развитие зрительной памяти.
  3. Работа с игрушками.
  4. Работа с парными карточками.

 

 
3.Развитие левого полушария головного мозга:

  1. Развитие динамической памяти.
  2. Развитие пространственного воображения и логики.
  3. Развитие арифметико-практического мышления.
  4. Развитие тактильной памяти.
  5. Задания на развитие внимания и мышления.

 

Цели программы

Цель программы: формирование и развитие скоростного осознанного чтения, развитие интеллекта.

Результат программы

В результате обучения старшеклассник:

  • повысит показатели интеллектуальных функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, логики, наблюдательности, сообразительности, фантазии;
  • увеличил скорость чтения «вслух» и  «про себя» не менее, чем в 1,5 раза;
  • умеет применять не менее 3 методов запоминания и воспроизведения текста;
  • имеет коэффициент понимания прочитанного – не менее 0,7;
  • знает и умеет самостоятельно использовать способы применения различных техник увеличения скорости чтения;
  • расширил словарный запас на 50-100 новых слов;
  • выполняет не менее десяти нейрогимнастических упражнений;

Материально-техническая база

Учебное оборудование:

  • Учебная аудитория;
  • Стол;
  • Стул;
  • Шкаф для пособий;
  • Доска.

Дополнительные материалы: магнитофон, мозаика, игрушки, парные карточки, карандаши, ручки, головоломки, пазлы и т.п.