Живое слово Забайкалья

Модуль «Живое слово Забайкалья» предполагает изучение прошлого и настоящего Забайкальского края через факты языка, которые, являясь частью языковой культуры, содержат цельную этнологическую информацию о быте и жизни, людях региона и обладают несомненным лингводидактическим потенциалом, не используемым в полной мере в учебном процессе. Обращение к лингвокраеведческому материалу оживит учебный процесс и активизирует познавательные и творческие интересы учащихся, создаст положительный эмоциональный фон обучения, будет способствовать интеллектуальному, нравственному эстетическому развитию личности, воспитанию культурным ценностям, любви к малой родине и России в целом, что весьма актуально для современного российского общества.
 
 

 

 

Педагоги

Лиханова К.А.

Крутикова Н.А.

Содержание программы

1. Язык исторически изменчив и относительно стабилен на определённом этапе своего существования. В языке одновременно сосуществуют устареваю-щие черты и развивающиеся новые особенности.

2. В языковой системе есть стабильные элементы и подвижные, за счёт по-следних язык имеет способность к варьированию, в том числе по территориаль-ному фактору.

3. Региональный вариант русского национального языка, функционируя в полиэтническом Забайкалье, находится в межъязыковых контактах с языками других народов, проживающих в регионе, что обуславливает взаимообогащение идиомов.

4. Язык являются частью национальной культуры и средством её сохране-ния и выражения, относится к общечеловеческой универсальной ценности.

5. Представления о мире у человека складываются в картину мира, которая, в свою очередь, выражается в языке и представляет собой языковую картину мира. Язык региона позволяет осознать особенности региональной картины мира и культуры.

Цели программы

формирование у учащихся целостного представления о региональном варианте русского национального языка и его своеобразии, богатстве и выразительности, позволяющих увидеть в нём языковое наследие и достояние национальной культуры, кладезь народной мудрости и национальных ценностей, что обуславливает интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие действенной личности.

Результат программы

- знание особенностей регионального варианта русского национального языка в Забайкалье и умение их определять в региональной речи, в том числе в языке произведений забайкальских писателей;

- представление об экстралингвистических и лингвистических факторах формирования и изменений регионального варианта русского национального языка в Забайкалье;

- представление о палеографических и языковых особенностях памятников письменности Восточного Забайкалья, основах их чтения, расшифровки и описания;

- понимание взаимосвязи региональной языковой картины мира и региональной культуры, способности и возможности регионального варианта русско го национального языка через самобытные языковые средства выражать национальные традиции и ценности, социально-исторический опыт забайкальцев;

- понимание богатства, образной выразительности забайкальской народно-разговорной речи и рассмотрение её как регионального языкового культурного наследия;

- представление о лингвокраеведческой и лингвокультурологической терминологии.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, библиотека, актовый зал, проектор, экран, ПК