Фольклор Забайкалья

Региональный курс «Фольклор Забайкалья» призван ввести учащихся в мир художественной литературы  нашего края. Изучение данного курса  строится на следующих ведущих принципах: художественно-эстетическом, литературоведческом, культурологическим.

           Художественно-исторический принцип определяет отбор произведений забайкальских писателей и поэтов  для чтения учащимися. Он помогает установлению межпредметных связей, развивает не просто познавательный интерес, но и учит чувствовать словесное искусство, раскрывая перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, формирует собственную гражданскую позицию.

        Литературоведческий принцип реализуется при анализе художественного текста. Он охватывает все области литературного творчества: забайкальский фольклор, современную классику и ее истоки, а также  основные литературные: сказки, притчи,  повести, рассказы…

        Как и при изучении  литературы на уроках регионального курса  рассматриваются такие аспекты произведения, как тема, проблематика, средства художественной выразительности, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.

        Отличительной особенностью этого курса является то, что учащиеся имеют возможность убедиться в том, что  литература Забайкалья - это составная часть российской литературы.

Педагоги

Лиханова Ксения Андреевна

Крутикова Наталья Алексеевна

Содержание программы

Часть 1 «Фольклор Забайкалья» (5-6 классы) Раздел I. Фольклор Забайкалья

Введение. Фольклор Забайкалья и его основные особенности. Уникаль-ность забайкальского фольклора как неотъемлемой части общерусского нацио-нального фольклорного репертуара.

Раздел II. Сказки

Тема 2.1. Русские сказки Забайкалья.

Жанровые разновидности забайкальских сказок. Региональное своеобразие забайкальских русских народных сказок.

Тема 2.2. Бурятские и эвенкийские сказки Забайкалья.

Своеобразие национальных сказок коренных народов Забайкалья и их древние истоки.

Раздел III. Мифологические рассказы русского населения Забайкалья Тема 3.1. Жанры мифологических рассказов

Мифологический рассказ - жанр несказочной прозы. Его основные черты. Тема 3.2. Изображение реального мира и демонологических персонажей в

мифологических рассказах Забайкалья.

Тема 3.3. Мифологические рассказы и современность Раздел IV. Героический эпос

Тема 4.1. Героический эпос бурят.

Особенности бурятского жанра улигер, традиции исполнения жанра – ис-кусство улигершинов. Общая характеристика «Гэсэр Абай» как выдающегося явления фольклорного наследия Центральной Азии, отражение в тексте мифо-логического сознания древних бурят.

Тема 4.2. Героический эпос эвенков.

Отражение в жанре улгура своеобразия быта, хозяйствования и культуры древних эвенков. Общая характеристика содержания сказания «Всесильный бо-гатырь Дэвэлчэн в расшитой-разукрашенной одежде»

Раздел V. Исторические песни

Историко-песенный репертуар забайкальцев. Общая характеристика и те-матика исторических песен забайкальцев. Отражение истории, быта забайкаль-ских казаков в народных исторических песнях.

 

Раздел VI. Обрядовая поэзия.

Национальный характер и локальная специфика обрядовой поэзии русских старожилов края. Календарные обряды и поэзия. Свадебные обряды и поэзия. Свадебный фольклор как неотъемлемая составная часть свадебного обряда. Об-разцы свадебных песен как элементы обрядовой игры, их символический смысл и эстетическая ценность.

Раздел VII. Лирические песни

Складывание лирического репертуара забайкальцев.

Популярность казачьих песен в Забайкалье. Традиционность тематики пе-сен забайкальских казаков о военной службе.

Раздел VIII. Легенды и предания Тема 8.1. Легенды.

Легенда как архаический жанр традиционного фольклора. Установка на до-стоверность. Правдивость повествования. Содержательное своеобразие легенд Забайкалья.

Тема 8.2. Предания.

Предание как жанр, его отличие от легенды. Содержательное своеобразие преданий Забайкалья.

Цели программы

· воспитание чувства патриотизма и уважения к литературе, культуре, тра-дициям и обычаям народов Забайкалья;

· создание педагогических условий для сохранения и приумножения культурного достояния своего региона;

· формирование у учащихся нравственных, гражданских, социальных, эт-нографических, культурных и других ценностей на основе освоения знаний о фольклорных и литературных традициях региона;

· освоение совокупности знаний по фольклору и литературе Забайкалья с древнейших времён до наших дней;

· овладение умениями чтения и анализа произведений фольклора и литературы Забайкалья.

Результат программы

• освоение совокупности знаний по фольклору и литературе Забайкалья с древнейших времен до наших дней;

• овладение умениями чтения и анализа произведений фольклора и литера-туры Забайкалья;

• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора  Забайкалья в сопоставлении их с фольклором других народов и художественными текстами русской и мировой литературы;

• понимание связи литературных произведений со временем написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• использование базовой литературоведческой терминологии в процессе анализа произведений фольклора и литературы Забайкалья

Особые условия проведения

Желание изучать фольклор Забайкалья, готовность к исследовательской деятельности

Материально-техническая база

Учебные кабинеты, актовый зал, проектор, ПК, экран