Забайкаловедение. Живая природа

История изучения флоры и фауны Забайкальского края.

Экологические группы животных и растений.

Описание видов, обитающих на территории Забайкалья.

Сообщества живых организмов.

Охраняемые виды растений и животных.

Особо охраняемые природные территории.

Педагоги

Эпова Наталья Владимировна - учитель биологии

Содержание программы

Программа включает в себя два курса «Растительный мир Забайкальского края» и 

Изучение курса «Растительный мир Забайкальского края» предполагает изучение флоры и растительности Забайкальского края. Интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностям современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природе своей Родины. Региональный материал более доступен ребенку для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить целостность природы, дает возможность знакомства с флорой и растительностью своей местности, способствует формированию представления об уникальности растительного мира Забайкальского края.

Изучение курса «Животный мир Забайкальского края» предполагает изучение фауны Забайкальского края. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к родному краю.

Цели программы

Формирование у учащихся представлений о многообразии животного и растительного мира Забайкальского края, установление гармоничных отношений учащихся с природой.

Результат программы

Учащиеся должны знать:

-    многообразие растений Забайкальского края, среды обитания, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека;

-    основные растительные сообщества Забайкальского края;

-    возможности рационального использования растительного мира Забайкальского края;

-    исчезающие, редкие и охраняемые виды растений Забайкальского края;

-    ученых, проводивших изучение растений и растительных сообществ на территории Забайкальского края.

·    характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности животных Забайкалья, их практическую значимость;

·      проводить наблюдения за живыми организмами;

·    использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

·    ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствиях деятельности человека в природе.

Учащиеся должны уметь:

-    отличать изученные растения;

-    по доминантным видам называть сообщества растений;

-    понимать взаимосвязи, сложившиеся в природных сообществах;

-    определять особенности приспособления растений к природным условиям Забайкальского края;

-    узнавать редкие и охраняемые растения своей местности, способствовать сохранению их мест обитания;

-    объяснять значение растений в природе и жизни человека;

-    пользоваться Красной книгой Забайкальского края, определителями растений.

·    соблюдать правила поведения на экскурсии;

·    использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями животных;

·    выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

·    осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

·    ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

·    находить информацию о животных Забайкалья в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Кабинет, учебники, наглядность, проектор, экран.