Забайкаловедение. История Забайкалья

Необходимость введения курса "Забайкаловедение. Истории Забайкалья" объясняется тем, что зачастую учащиеся, изучая историю Отечества или Всемирную историю, не знают истории родного края, не могут интегрировать ее в курс Отечественной и Всемирной истории.

А между тем на территории Забайкалья происходили те же исторические процессы, что и во всем мире. Наш регион отличается исторической политэтичностью и многоконфессиональностью.

Для сохранения толерантности в отношениях необходимо воспитывать уважение к традициям и обычая народов живущих рядом.

Воспитание патриотизма начинается с формирования любви к малой Родине, т.е. к тому краю, где ты родился.

Педагоги

Медведко Екатерина Олеговна - учитель истории

Содержание программы

Древняя средневековая история.

История изучения древностей края. Освоение человеком Забайкалья. Основные этапы древней истории края. Наиболее значимые памятники. Охота и собирательство – основные занятия жителей края в каменном веке. Кочевые цивилизации. Памятники эпохи хунну. Монгольские империи. Тунгусы и монголо-язычные племена в 15-17 вв.

Забайкалье 17-18 вв

Народы Забайкалья в 17 в. Присоединение к Российскому государству. Казаки – землепроходцы, система забайкальских острогов. Начало хозяйственного освоения края. Российско-китайские отношения. Оформление забайкальской границы. Сереброплавильные заводы. Каторга: становление и развитие.

Забайкалье в 19 в

Особенности развития сельского хозяйства, промышленности. Горнорудное производство. Сереброплавильные заводы Нерчинского округа. Открытие и разработка золотоносных месторождений. Торговля. Декабристы в Забайкалье. Условия содержания ссыльнокаторжных. Образование Забайкальской области. Чита в статусе областного центра. Создание Забайкальского казачьего войска. Социальный и этнический состав населения. Развитие культуры и образования. Наука.

Забайкалье в начале 20 века.

Общая характеристика социально – экономического положения Забайкалья. Казачество Забайкалья в начале 20 века: численность, состав, размещение. Забайкальские казаки и Русско – японская война. Революционные выступления казаков. Создание Забайкальского отделения Всероссийского военного союза в Читинском и Верхнеудинском гарнизонах.

Революционное движение в начале 20 века 

Влияние Столыпинской аграрной реформы на развитие хозяйства Забайкалья.

Характеристика забайкальской каторги в начале 20 века.

Культура Забайкалья в начале 20 века.

В огне революции 

Политические партии и движения в начале 20 века. Подъем рабочего и крестьянского движения в начале 20 века. Идейные платформы и организационное оформление партий в Забайкалье

События 1917 года в Забайкалье. Политические партии и организации Забайкалья. Третья областная партийная конференция. Гражданская война и интервенция в Забайкалье. Основные этапы, фронты, участники (Г.М. Семенов, С.Г. Лазо, П.Н. Журавлев). Урульгинская конференция. Макковеевский застенок, "Читинская пробка«.

Дальневосточная республика, причины создания. Учредительное собрание. Народно-революционная армия ДВР. Ликвидация ДВР. Окончание Гражданской войны в Забайкалье.

Строительство нового общества.

Социалистическое переустройство края.

Особенности коллективизации и индустриализации края. Первые колхозы, ТОЗы, МТС в Забайкалье. Восстановление промышленности и транспорта. Развитие золотодобывающей и горнорудной промышленности. Забайкалье в годы первых пятилеток. Стахановское движение.

Репрессии 30-40-х годов: механизм, жертвы и их судьбы. «Хорхоринский нож». Противостояние репрессиям.

Забайкалье накануне Великой Отечественной войны 

КВЖД: особенности управления, конфликт, военные действия, итоги. Особая Дальневосточная армия: Чжан Сюэлян, В.к. Блюхер.

События на реке Халкин-Гол.

Причины военных событий на территории Монголии. Провокации на монгольской границе: Г.К. Жуков, В.Г. Рахов. Разгром японо-маньчжурских войск. Политические последствия Халкин-Гола.

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Наш край накануне суровых испытаний. Забайкальцы на фронтах Великой Отечественной войны. Знаменитые разведчики и снайперы, партизаны. Забайкалье – фронту. Наш край в войне с империалистической Японией. Японские военнопленные в Забайкалье. Война в паями народа (памятники и мемориалы). Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Восстановление и развитие области до середины 80-х годов 

Особенности военного и послевоенного развития экономики края. Подъем горнорудной, золотодобывающей промышленности, металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, легкой и пищевой промышленности. Положение в сельском хозяйстве: трудности и достижения. Освоение целинных и залежных земель. Аграрно-сырьевой характер развития экономики края.

Забайкалье – форпост на Дальнем Востоке.

Развитие культуры: общие тенденции развития. Писатели, художники (профессиональное и наивное искусство), композиторы Забайкалья. учреждения культуры и искусства Читинской области.

Забайкалье на рубеже 20-21 вв

Кризисные явления в экономике: причины, общее и специфическое (сокращение производства, закрытие предприятий, развал колхозов и совхозов, сокращение посевных площадей, проблемы овцеводства).

Влияние приграничного положения на социально-экономическое развитие региона.

Политические события начала 21 века. Формирование органов управления. Многопартийная система.

Особенности религиозной ситуации в крае. Культурное развитие в начале 21 века.

История родного села, поселка, города в 20 в

Цели программы

Освоение совокупности знаний истории Забайкалья с древнейших времен до наших дней;

Ознакомление со способами анализа событий и явлений истории Забайкалья с древнейших времен до наших дней с позиции истории.

Результат программы

В результате изучения истории региона ученик должен знать (понимать) основные этапы и ключевые события истории края, выдающихся деятелей края, важнейшие достижения культуры и системы ценностей нашего края, изученные виды исторических источников по истории края;

Уметь соотносить даты событий края с Отечественной историей. Рассказывать о важнейших событиях и их участниках по истории края. использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории края:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для высказывания собственного мнения, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.

Ученики должны уметь извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших событиях прошлого и настоящего края. Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории края. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

Высказывания собственных суждений об историческом наследии;

Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.

Особые условия проведения

Активно использовать материал о нашем поселении. Развивать поисково-исследовательскую деятельность учащихся.

Материально-техническая база

Учебники, карты, атласы, проектор, экран