Внеурочная деятельность «Шахматы»

в школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Так же - это одна из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека.

Шахматы положительно влияют на совершенствование многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,

воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

преподаватели

Каргин Андрей Владимирович

Содержание программы

1.Техники матования короля (7 ч)

Операции, основанные на превосходстве количества ударов. Одновременное нападение на несколько объектов. Операции по освобождению поля или линии.


2

Тактика (24 ч) Операции , основанные на превосходстве количества ударов. Операции по отвлечению защищающей фигуры. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Эндшпиль (20 ч)

Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали. Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали. Операции по разрушению пешечного прикрытия короля. Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Дебют (4 ч)

Опрепятствии фигуре своими же фигурами. Полная и краткая нотация. Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя.

Дебютные ловушки

Защита (4 ч)

Создание удара, направленного на фигуру. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Создание угрозы мата (9 ч)

Создание угрозы мата в один ход: двумя фигурами, одна из которых ферзь. Создание угрозы мата двумя фигурами, среди которых нет ферзя. Противодействие угрозы мата в один ход.

Цели программы

Цель программы: развитие во всех его проявлениях — от нагляднообразного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Результат программы

Кконцу изучения учащиеся должны знать:

-Историю шахмат и выдающихся шахматистов;

-Правила игры в шахматы;

-Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;

-Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;

Кконцу изучения учащиеся должны уметь:

•играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

•записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

•находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

•оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

•планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

•определять общую цель и пути её достижения;

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
Компьютер – 9 шт.
Часы – 3 шт
Шахматы – 12 комплектов