Казачий класс

Содержание деятельности.

В казачьем корпусе реализуются программа, включающая блоки, направленные на расширение знаний по истории, культуре, обычаям, укладу жизни казачества, формирование духовно-нравственного стержня.

Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную культуру, историю, язык – с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Сравнительный метод вообще прекрасное средство для воспитания ума и души. Чем более мыслящим является человек, тем скорее он приходит к духовности и нравственности, тем прочнее его патриотические взгляды, принципы, убеждения. Бездумные патриоты никому не нужны. Они либо националисты и шовинисты, либо притворщики, которым по каким-то причинам нужна маска патриота, – то есть, по сути, потенциальные предатели.

В основу воспитания должна быть положена государственно-патриотическая идея. Без патриотизма не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимания своего долга и уважения к закону.

Основой для внедрения и постоянного совершенствования программы казачьего класса является процесс непрерывного воспитания: выполнение требований, соблюдение кодекса казачьей чести, ношение атрибутики, умение жить в условиях внутреннего самоуправления.

Жизнь корпуса строится на выполнении заветов казачат, присяге, кодексе чести казачат, правах и обязанностях казачат, уставе школы и уставе кадетского казачьего корпуса.

Реализация деятельности программы

Воспитательная работа в общеобразовательном учреждении является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности казачьего корпуса.

Деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий:

- различные исторические и краеведческие игры и викторины;

- уроки здоровья;

- спортивные соревнования;

- Военно-прикладные игры;

- смотр строя и песни;

- дни памяти;

- праздник военно-патриотической песни;

- встречи с ветеранами ВОВ, афганской и чеченской войн;

- акции "Скажи наркотикам – нет";

- различные экскурсии и т.д.

Основные направления работы и реализации Программы:

- военно-патриотическая работа;

- духовно-нравственное образование и воспитание;

- культура и история казачества;

- спортивная и культурно-массовая работа.

преподаватели

Педагог дополнительного образования, работающий по совместительству Першина Елена Кимовна

Содержание программы

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЛОКОВ В КЛАССАХ

КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Характеристика тем, раскрывающих особенности истории и культуры забайкальского казачества.

1 год:

"Моя семья": исследование своей семьи, кто в семье является казаком, как зовут, какие они по характеру, их любимые занятия и увлечения.

"Семейные традиции": семейные традиции, связанные с казачьими праздниками, обычаями.

"Знакомство со школой": связь с историей казачества, связь школьных и казачьих традиций.

"Родной город (станица, хутор)": улица, на которой я живу, главный город края, основание родного села (станицы), связь истории с историей казачества.

"Достопримечательности": достопримечательности родного села (станицы, хутора), связанные с историей казачества.

"Труд людей моей местности": труд казаков.

2 год:

"Гимн. Герб. Флаг": изучение гимна, флага, герба Забайкальского края, своего района, исследование, как они соотносятся с историей казачества.

"Животные Забайкальского края": значение животных (и в том числе домашних) для казачьих семей, конь – верный друг казака.

"Труд и быт жителей Забайкалья": труд знаменитых казаков своего района в различное время года, трудовые династии, строительство жилищ казаками, особенности их строения, православные храмы, традиционные православные праздники, почитаемые казаками, промыслы и ремесла, которыми владеют казаки, живущие в районе; кухня, традиционная в казачьих семьях.

"Семья": уклад казачьей семьи, семейные казачьи традиции.

"Населенные пункты": названия села, улиц, связь их с историей и бытом казачества.

3 год:

"Красота окружающего мира": казачья тематика в произведениях талантливых людей.

"Лента времени": исторические события, связанные с жизнью казаков в Забайкалье.

"История на карте": переселение казаков.

"Основание городов и станиц": образование городов и станиц, особенности казачьих поселений, православные храмы, история которых связана с казачеством.

"С верою в сердце": значение веры для казака, устройство православного храма, правила поведения в храме.

"История Забайкалья в символах": значение символики для казака.

"Твоя родословная": составление родословной, определение казачьих корней.

"Ты и твое имя": изучение своего имени, православные святые – покровители имени, именины.

"Из истории фамилий": казачьи фамилии, распространенные фамилии твоей местности, связь истории казачества с фамилией твоего рода.

"Кто ленится, тот не ценится": значение труда для казаков, казачьи сказки, сказы и др., связанные с трудом казака.

"Народные умельцы": промыслы и ремесла, распространенные в казачьих семьях.

"Народные обычаи и традиции": традиции и обычаи, распространенные в казачьих семьях

Цели программы

Главная цель Программы – удовлетворение потребностей в духовно-нравственном и гражданском становлении физически здоровой, образованной, свободной, гуманной, творческой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов, проявляющей национальную и религиозную терпимость, обладающей качествами гражданина и патриота.

Создание оптимальных условий для интеллектуального, физического и нравственного развития учеников, формирование основы для их подготовки к достойному служению Отечеству.

 

Цели и задачи деятельности.

Основной целью Программы является воспитание человека и гражданина на основе историко-культурных традиций казачества, формирование духовной зрелости, высокой нравственности и готовности к службе Отечеству.

Для достижения основной цели выполняются следующие задачи:

- создать в МОУ Нерчинско-Заводская «СОШ» условия для организации воспитательного процесса в казачьей направленности на основе историко-культурных традиций Забайкальского реестрового казачества;

- обеспечить взаимодействие с представителями-наставниками Забайкальского реестрового казачества;

- воспитывать у учащихся высокие духовно-нравственные качества: милосердия, доброты, отзывчивости, уважительного отношения к старшим, честности, искренности;

- способствовать формированию умения правильно определять жизненные приоритеты, ориентируясь на традиционные духовно-нравственные ценности;

– сформировать уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям;

- формировать потребность в здоровом образе жизни, занятиях спортом, участиях в оздоровительных мероприятиях;

- организовать системную работу с родителями по пропаганде использования в семейном воспитании историко-культурных традиций енисейского казачества;

– формировать у школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины.

 

Результат программы

 

Военно-патриотическая работа:

· устойчивое духовно-нравственное отношение к России, казачеству, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

· знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, Забайкальского края, основных прав и обязанностей граждан России;

· знание национальных героев, важнейших событий истории России и Забайкалья, понимание места и роли России в современных мировых процессах;

· знание государственных праздников, их истории и значения для общества;

· сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, школа, казачье общество, неформальные подростковые и молодежные общности, гражданское общество и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

· умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, педагогами, родителями, старшими казаками и выполнять правила поведения в семье, школьном и казачьем коллективах;

Духовно-нравственное образование и воспитание:

· укорененность в православной традиции, казачеству и ближним;

· сформированность нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

· наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;

· умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить честью казака, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

· умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на христианских нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; представление о дружбе и любви;

· уважительное отношение к другим религиям, готовность вести диалог с представителями других конфессий;

· умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из христианских ценностей и традиционных моральных норм.

Культура и история казачества:

Изучение деятельности местных органов власти, участие во встречах с общественными деятелями, знакомство с деятельностью общественных организаций посредством бесед с их представителями, добровольного участия в проводимых ими мероприятиях, участие в организации сотрудничества классов казачьей направленности с различными общественными объединениями гражданско-патриотической направленности.

Встречи с ветеранами войны и труда, поздравление их с праздниками, посильная помощь (шефство).

· готовность и умение взаимодействовать с казаками, ветеранами, другими гражданами для решения общественно значимых проблем.

· повышение уровня педагогической и психологической образованности родителей учащихся.

Спортивная и культурно-массовая работа:

· знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;

· осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

· знание и усвоение основных вариантов здорового образа жизни;

· понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

· знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

· резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

· интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

· опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества.

- созданы благоприятные условия для интеллектуального, нравственного,

эмоционального, психического, физического формирования личности казачат, всемерного роста их способностей и творческого потенциала;

- сформирован высокий уровень общей культуры, нравственных и морально – психологических, деловых и организационных качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу.

 

 

Особые условия проведения

Материально- техническая база: кабинет с зеркалами-1; шашки кадетские-15, Макеты АК-74-15, нагайки казачьи-15, волчатки-15, арапники-15, ружья воздушные-15, патроны-1000, спортивные маты-15. Наградной материал-500.

Кадровое обеспечение- педагог дополнительного образования- 1 (совместитель в МОДО «ДДТ» принят на 6 часов в неделю. Опыт работы в казачьей деятельности- 7 лет, казак станицы "Мунгачинская".

Материально-техническая база

Материально- техническая база: кабинет с зеркалами-1; шашки кадетские-15, Макеты АК-74-15, нагайки казачьи-15, волчатки-15, арапники-15, ружья воздушные-15, патроны-1000, спортивные маты-15. Наградной материал-500.

Кадровое обеспечение- педагог дополнительного образования- 1 (совместитель в МОДО «ДДТ» принят на 6 часов в неделю. Опыт работы в казачьей деятельности- 7 лет, казак станицы "Мунгачинская".