Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Новизна программы.
Новизна программы кружковой деятельности заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно –эстетического развития дошкольников посредством:
1. Использования наряду с традиционными приёмами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
2. Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;
3. Взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы заключается в необходимости освоения и широкого использования в практике конструирования из бумаги как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Овладение детьми составлением аппликаций поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребёнка. Таким образом, овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.
Обучение детей на занятиях прикладным творчеством – это обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Этот вид творчества благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Обучение по данной программе способствует формированию умений и навыков работать индивидуально и коллективно, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Развивает творческие способности, фантазию, воображение. Дает возможность ребенку проявить свои художественные способности в различных видах прикладной деятельности.
Отличительные особенности программы. В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию дошкольного учреждения с семьей.
Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип постепенного внедрения программы. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений поощрять объяснение ребенком выбора изобразительного материала для изображения.